17 июня 2025 года исполняется четырнадцать лет со дня ухода Бориса Андреевича Данилова (1927 – 2011), руководителя новосибирского издательства «АЛГИМ», ученика Бориса Николаевича Абрамова.
Предлагаем Вашему вниманию статью Е.С. Кулаковой «Путь преображения жизни», опубликованную в сборнике избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний «И Борис принесет кирпич не построение Нового Храма», посвященном 85-летию со дня рождения Б.А.Данилова (Новокузнецк, 2013. С. 9 – 22).
Борис Андреевич Данилов за рабочим столом. Новосибирск, 2007 год.
Путь преображения жизни
Свет на Земле, в подвижниках духа воплощенный, нуждается в признании его людьми.
Иначе, для чего подвиг, если нет тех, чьи сердца он зажигает огнями своими. <…>
Памятование о носителях Света нужно, дабы Свет на Земле не иссяк….
Грани Агни Йоги. 1954. § 257
История Рериховского движения складывается из культурно-просветительской жизни и деятельности различных Рериховских организаций и его ярких неординарных представителей. Такой яркой личностью в движении стал Борис Андреевич Данилов (1927 – 2011) – руководитель новосибирского издательства «АЛГИМ», издатель Записей Б.Н. Абрамова – ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Он познакомил многотысячную аудиторию с наследием своего учителя, отражающим духовный путь человека, устремленного к познанию глубин Учения Живой Этики, издав девятнадцать томов книг серии «Грани Агни Йоги». Борис Андреевич стал продолжателем дела Б.Н. Абрамова, показав личным примером возможность утверждения приоритета духа в повседневной жизни.
В Живой Этике много внимания уделяется взаимосвязи Учителя и ученика. «Учитель и ученик неразрывны», – говорится в книге «Аум» [1, 492]. «Лишь ученик, преданный земному Учителю, достигнет вершин Наших», – утверждается в книге «Беспредельность» [2, Ч. I, 21 (сноска 72 в комментариях к указанному параграфу)]. Путь преданности своему руководителю, путь Служения Иерархии Света и стал определяющим в жизни Данилова.
Борис Андреевич родился в семье рабочего 21 апреля 1927 года в городе Сахалян в Манчжурии. В 1934 году [3] семья переезжает в Харбин. Здесь он заканчивает лицей Св. Николая и три курса духовной семинарии, созданной вместо ликвидированных правительством Манчжоу-Гоу русских школ, просуществовавшей три года. Среднее образование было завершено в вечерней школе, а трудовая деятельность начата в комитете профсоюза железнодорожников Китая. Борис Андреевич всегда успешно справлялся со своими обязанностями, пройдя путь от помощника шофера до начальника отдела райкома профсоюза, в ведении которого находился весь харбинский участок Китайской Восточной железной дороги, и неизменно пользовался у сослуживцев большим уважением. В характеристике с места работы говорится, что он «проявлял себя как активный работник, подходя к работе с чувством ответственности. <…> Данилов Б.А. сам изучал китайский язык, организовал изучение языка сотрудниками Отдела, что сильно помогало им в их работе. Критически подходя к работе Отдела, указывал на ошибки товарищей, в результате чего они исправлялись» [4].
В 1946 году в девятнадцать лет Борис Андреевич открывает для себя Учение Живой Этики. Все началось с того, что однажды, когда юноша любовался красотой звездного неба, оказавшийся рядом человек заговорил с ним о дальних мирах и тайне Вселенной. Эта высокая тема заинтересовала его, и вскоре он познакомился с необычными людьми, в их числе с Екатериной Петровной Инге, одной из учениц Н.К. Рериха. Из ее рук Б.А. Данилов получил книги Учения Живой Этики. Она расставила первые вехи на его духовном пути, приобщив к высокому источнику Знания.
«…Главное, на что обращалось внимание, – это мысли и отношение к Иерархии Света. Это был основополагающий момент, и ему уделялось много времени, много внимания и много усилий. Прививалось понимание того, что Иерархия есть ведущее Начало, что Она есть Щит. Прививалась любовь, почитание и преданность Иерархии. <…> И еще один аспект давался Екатериной Петровной: Учитель должен быть первее и выше всего, с чем мы сталкиваемся. И этот важный момент нужно было осознать и принять в свое сердце. Потому что в этом успех и в этом и преуспеяние. Именно такому пониманию учили Екатерину Петровну ее Учителя (Н.К. Рерих и Е.И. Рерих – Е.К.).
<…> Екатерина Петровна прививала нам чувство, что мы не песчинки в Космосе, а граждане Космоса, граждане Вселенной. Смысл этого в том, что на нашей грешной Земле мы являемся временными путниками, гостями. Мы приходим сюда для того, чтобы накопить энергию, накопить опыт, которые нужны для развития структуры нашего духа» [5, с. 258 – 259]. Так в сознании Б.А. Данилова закладывались основы космического мышления, утверждался приоритет интересов общего блага.
В 1950 году Е.П. Инге была вынуждена уехать в Германию. Перед отъездом решался вопрос о судьбе ее ученика – Бориса Андреевича. По просьбе Екатерины Петровны Борис Николаевич Абрамов, входивший в харбинский круг учеников Н.К. Рериха, взял его под свое руководство. В книге «Весть принесший», посвященной 100-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова, Данилов вспоминал, что Борис Николаевич решил передавать ему свой богатый опыт в познании Основ Жизни отдельно от уже сформировавшейся группы. «Это было его видение и его решение, – пишет он. – Борис Николаевич <…> был очень внимательным ко мне, но в то же время требовательным и, даже можно сказать, суровым, если чувствовал, что мой шаг сбивался с ритма. Но сегодня можно сказать: все, что делалось, делалось на пользу. И если бы не было руководства в свое время с его стороны, то трудно сказать, был бы тот результат, которого достиг “АЛГИМ” в печатании книг (Живой Этики и «Граней Агни Йоги» – Е.К.) и их распространении» [6, с. 26].
Б.Н. Абрамов в начале 1950-х гг. уже вел Записи Информации из Высокого Источника, который Елена Ивановна Рерих подтвердила в своих письмах. Такая работа требовала от него полной мобилизации как физических, так и духовных сил, что, по словам Б.А. Данилова, «можно назвать подвигом служения эволюции» [5, с. 231]. «При этом, – отмечает Борис Андреевич, – у него не возникало чувство своей исключительности и величия. Здесь, безусловно, проявилась та духовная культура, которой щедро делился с ними его Гуру» [5, с. 231] (Н.К. Рерих – Е.К.).
Борис Николаевич знакомил своих учеников с Информацией, получаемой им, но никогда не говорил об этих Записях как о самостоятельном Учении. «Он считал, что Основой для приближающейся Новой Эпохи является Агни Йога, – писал Борис Андреевич, – и всегда помнил Слова Великого Учителя, что Учение Живой Этики дано человечеству на тысячелетия» [6, с. 25].
В общении с Абрамовым, который стремился привить своим ученикам умение на практике применять Учение Живой Этики, Данилов еще больше укрепил в себе преданность и любовь к Великому Учителю, о которых в книге «Иерархия» говорится так: «Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!» [7, 176]. Эта формула непрестанного предстояния перед Высшим и кратчайшего пути к нему вошла в сознание ученика, наполнила его сердце; он бережно пронес ее через всю свою жизнь.
Борис Андреевич, как и его учитель, утверждал основы Живой Этики в каждодневном труде. Эти Знания стали неотъемлемой частью его духовной природы, а он сам – выразителем и носителем их. Он был не теоретиком, а практиком. «Величайший труд над собой и во имя Общего Блага, жертвенность, огненная любовь, огненная преданность и огненное устремление к своему Гуру и духовному Учителю – вот штрихи облика подвижника духа» [5, с. 152], – говорил Данилов об Абрамове. Эти же качества подвижника в своей мере были присущи и ему.
В 1954 году Борис Андреевич вместе с семьей переехал из Харбина в Советский Союз. Его направили трудиться на целинные земли. Получив специальность механика-комбайнера, он в течение трех лет работал в Камышаклинском совхозе Чкаловской, ныне Оренбургской, области. В 1957 году Борис Андреевич уезжает в Новосибирск – крупный сибирский город, история которого хранит память о пребывании здесь Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. Для Н.К. Рериха Сибирь – это «страна глубокого прошлого и великого будущего» [8, с. 6]; с ней художник связывал надежды на духовное возрождение страны. Данилов не случайно оказался в Сибири, где самой Судьбой был поставлен на Служение Делу Учителя.
В 1959 году на Родину возвращаются супруги Абрамовы. Они переезжают из Харбина в Новосибирск и на время останавливаются у А.Н. Кочеуновой, одной из учениц Бориса Николаевича. Из-за сложностей с жильем [подробнее см. 6, с. 26 – 32] им пришлось уехать из Сибири и до конца своих дней жить в городе Веневе Тульской области. Борис Андреевич постоянно поддерживал связь с Абрамовыми – писал письма, приезжал в Венев. Борис Николаевич и Нина Ивановна были в курсе событий его жизни в Новосибирске. В те годы Борис Андреевич заочно учился в Новосибирском электротехническом институте (1959 – 1965 гг.), работал, воспитывал вместе с женой Аллой Семеновной двух дочерей. По окончании института трудился заместителем начальника в тресте «Строймеханизация», директором таксомоторного парка № 6.
Поездки в Венев для Бориса Андреевича всегда были источником радости. Встречи с учителем давали возможность поговорить о духовных вопросах, связанных с Живой Этикой. «Летом 1971 года у меня была встреча с Борисом Николаевичем, – вспоминает Данилов. – Как и обычно, она несла радость и много полезной информации, которой он делился со мной. Обычно эти встречи длились два – три дня. Подошел час моего отъезда. Я должен был уехать из Венева в Москву автобусом. Борис Николаевич пошел провожать меня до автобусной остановки. Показался автобус. Шли последние минуты. И здесь Борис Николаевич неожиданно обнял меня за плечи, пристально посмотрел мне в глаза и сказал: “Крепко запомни – Владыка ценит любящие и преданные ему сердца. Иди этим путем, он – кратчайший”. Настало время садиться в автобус, который начал отходить. Еще долго я смотрел в заднее окно и видел, как на дороге стоял Борис Николаевич и прощально махал рукой. В тот день я не осознал происшедшее. И только после его ухода с земного плана мне стало понятно то, что наши физические оболочки не ведали, а его дух ему подсказал – это была наша последняя встреча в этом воплощении. И, благословляя меня, он сделал последнее напутствие» [5, с. 174 – 175].
Б.Н. Абрамов ушел из жизни 6 сентября 1972 года. Его супруга, Нина Ивановна, оставшись одна, взяла на себя ответственность за судьбу духовного наследия Бориса Николаевича. «Еще при жизни Абрамова обсуждались два варианта, куда передать наследие: в Москву (в мемориальную квартиру Ю.Н. Рериха – Е.К.) или в Новосибирск, – писал Б.А. Данилов в книге «Весть принесший». – Но в последний момент в первом варианте выявились некоторые факты, в которых просматривалась некорректность в поведении московских товарищей по отношению к семье Рерихов. Святослав Николаевич высказал мнение о том, что подобное поведение и сотрудничество несовместимы. Узнав об этом, Нина Ивановна приняла решение, что наследие Бориса Николаевича должно быть передано в Новосибирск. Это был 1975 год. Она известила меня, что необходимо приехать и забрать при первой же возможности наследие Бориса Николаевича. На мой вопрос, почему выбор остановился на мне, она ответила: “Есть Слова, которые относятся к Вам: “…и Борис принесет кирпич на построение Нового Храма”». На мой вопрос, что мне делать с записями дальше, Нина Ивановна сказала: “Придет время, и будет ответ, пока же храните как величайшую ценность”» [6, с. 35]. Так наследие Б.Н. Абрамова оказалось в Сибири у Б.А. Данилова.
В то время в Новосибирске многие уже начали интересоваться художественным творчеством Н.К. Рериха, его научными и литературными трудами. Этому во многом способствовала постоянная экспозиция из шестидесяти полотен художника в Новосибирской картинной галерее. По желанию Николая Константиновича картины были переданы в дар сибирякам в 1960 году его старшим сыном – Юрием Николаевичем Рерихом, известным ученым-востоковедом. В городе периодически проходили обширные выставки (до ста пятидесяти полотен) подлинных картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов (1973, 1975, 1983 гг.), организовывались Всесоюзные конференции – «Рериховские чтения» (1976, 1979, 1984 гг.), устраивались встречи с людьми, лично знавшими Рерихов (с почетным председателем Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, вице-президентом Музея Гизелой Ингеборг Фричи; учеными Бал-Доржи Бандараевым и А.Н. Зелинским, учениками Ю.Н. Рериха, и другими) [8, с. 177 – 185]. В летнее время в разные годы были организованы групповые выезды на Алтай в село Верх Уймон, где останавливались Рерихи в 1926 году, а также туристические походы к подножию горы Белухи. В этих событиях принимал участие и Данилов.
Все эти годы наследие Б.Н. Абрамова лежало без движения. Возможности публиковать его тогда не было. Борис Андреевич решил попробовать познакомить узкий круг людей, интересующихся Живой Этикой, с некоторыми фрагментами Записей учителя. «Посоветовались мы с Наталией Дмитриевной Спириной [9], – вспоминал Борис Андреевич, – и решили, что ее ученики напечатают на машинке шесть или семь копий. И, конечно, результаты превзошли ожидания. Все, прочитавшие эти машинописные тексты, были в восторге. Значит, не нас только интересуют эти Записи, они находят отклик и у других» [10, с. 72].
В 1989 году при Новосибирском отделении Общества советско-индийской дружбы была образована рериховская секция, реорганизованная в 1990-м году в Сибирское Рериховское общество, и создан издательский кооператив «АЛГИМ» (сокращенное «Алтай – Гималаи»). Обе организации возглавил Борис Андреевич Данилов. В это время он уже вышел на пенсию (1988 г.) и мог полностью посвятить себя общественной работе. «АЛГИМ» первым в России начал официально печатать книги Живой Этики. Изданные многотысячным тиражом, они нашли читателей в России, Америке, Канаде, Германии, Франции, Израиле. Источником публикации послужили книги Учения, принадлежавшие Б.Н. Абрамову. Так через много лет издание, которым постоянно пользовался учитель Данилова, обрело новую жизнь.
С.Н. Рерих и Б.А. Данилов обсуждают вопрос о сроках публикации Записей Б.Н. Абрамова. Москва, 1989 г.
Важной вехой в судьбе Бориса Андреевича стала встреча со Святославом Николаевичем Рерихом, которая состоялась в Москве в 1989 году в одном из правительственных особняков на улице Косыгина, где остановился художник. Во время беседы с группой сибиряков Святослав Николаевич говорил о значении Сибири для будущего России, о молитве и труде. «Святослав Николаевич указал, что в Сибири заложены большие магниты, – делился Б.А. Данилов впечатлениями об этой встрече. – Он вспомнил слова нашего великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который сказал, что будущее России будет прирастать богатствами Сибири. Нужно понимать, что в первую очередь здесь шла речь о ценностях духовных. Поэтому мы, сибиряки, должны осознать свою особую ответственность и помнить, что находимся здесь для того, чтобы каждый мог внести свою посильную лепту в общее великое строительство Новой Страны, Новой Эпохи.
Затронул Святослав Николаевич и вопрос о молитве и труде. Он сказал: в молитве присутствуют элементы труда. А в труде должна присутствовать молитва, то есть элемент созидания, но не разрушения, что сегодня немаловажно» [5, с. 134]. С.Н. Рерих рекомендовал сибирякам со всеми возникающими вопросами, связанными с Рериховским движением, обращаться к Людмиле Васильевне Шапошниковой.
«По сути ответа можно было понять, что это решение не только Святослава Николаевича, но и отражение Воли Высшей, – говорил Б.А. Данилов. – <…> Это был акт доверия, с одной стороны, а с другой – должна быть полная ответственность за явленное доверие. Нести такой факел Света очень и очень сложно. Ведь каждый источник Света не только освещает, но и привлекает множество мотыльков, которые при определенных условиях создают помехи распространению Света.
Были также отмечены сложности и трудности, которые будут стоять на пути Международного Центра Рерихов и конкретно Людмилы Васильевны. Будет очень много пробных камней на ее пути. Было сказано, чтобы мы охраняли ее от вражеских стрел, которые в изобилии полетят в ее сторону…» [5, с. 136].
С.Н. Рерих в беседе отметил и важность издательской работы. По словам Данилова, он с большим удовольствием выслушал информацию новосибирцев об издании нескольких книг Живой Этики кооперативом «АЛГИМ» и порекомендовал найти возможность опубликовать «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. К концу встречи он уделил Борису Андреевичу несколько минут для конфиденциального разговора. «На мой вопрос, знакомо ли Святославу Николаевичу имя Бориса Николаевича Абрамова, он ответил утвердительно, добавив, что Абрамов был учеником Николая Константинович, – вспоминал Данилов. – Когда я начал говорить о записях Бориса Николаевича, Святослав Николаевич сказал, что Елена Ивановна в свое время говорила о них и дала им высокую оценку. Мой последний вопрос был: пришло ли время и нужно ли их издать. Последовала секундная глубокая пауза – и затем был ответ: вначале надо издать книги Учения и Письма Елены Ивановны, а затем будет и их срок. Я горячо поблагодарил Святослава Николаевича за беседу и советы. Уходили мы от Святослава Николаевича окрыленные радостью встречи, и было неизгладимое впечатление от того обаяния, которое исходило от этого необычного человека» [6, с. 36].
Встреча со Святославом Николаевичем послужила мощным импульсом к дальнейшей деятельности Бориса Андреевича. Кооператив «АЛГИМ» последовательно издал все книги Учения Живой Этики, три тома Писем Е.И. Рерих, «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. В 1993 году вышел в свет первый том серии книг «Грани Агни Йоги» – Записи Б.Н. Абрамова – сразу получивший большой отклик. Все последующие 18 томов, издаваемые ежегодно Б.А. Даниловым, читатели с разных концов света ждали с большим нетерпением. Для многих эти книги стали настоящими учебниками жизни, помогающими на практике применять знания Живой Этики. Работу над изданием книг «Грани Агни Йоги» Борис Андреевич вел постоянно до последнего дня своей жизни.
Следуя поручению С.Н. Рериха, Данилов в трудные дни и годы поддерживал Международный Центр Рерихов, защищал и охранял эволюционное дело Людмилы Васильевны Шапошниковой, вице-президента Центра, доверенного лица Святослава Николаевича.
В международном Рериховском движении Б.А. Данилов был авторитетным человеком. С разных концов России, из ближнего и дальнего зарубежья ему звонили, писали, приезжали, ждали совета. И он находил время для каждого. Борис Андреевич был в курсе всех событий, происходящих в Рериховском пространстве, его слово имело весомое значение при рассмотрении самых трудных вопросов. Для Рериховского движение он был одним из выразителей взглядов Иерархии Света. Он умел достойно дать отпор тем, кто осквернял имена Рерихов, Е.П. Блаватской, Великих Учителей, его духовного учителя – Б.Н. Абрамова.
В жизни Бориса Андреевича важное место занимали молитва и труд (об их значении говорил с сибиряками на встрече в 1989 году Святослав Николаевич Рерих). «Учитель один. Других Учителей нет, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Есть другие Великие Учителя, но Учитель-Отец, сознание зажегший, один. Космический Отец один на всю Беспредельность» [11, с. 322]. Постоянное памятование о Великом Учителе, стремление выполнить любую работу с мыслью о Нем – есть молитва. Этому учили Данилова его духовные наставники – Е.П. Инге и Б.Н. Абрамов; и он смог практически реализовать их наставления в своей жизни.
Его Служение не ограничивалось издательской работой. Колоссальное количество времени было отдано беседам с разными обращающимися к нему людьми на духовные темы. Этим беседам Борис Андреевич придавал большое значение. Они носили не отвлеченный, а жизненный характер, устремляя собеседника к реальному развитию сознания и очищению жизни. «Беда наша в том, что мы к Сокровенному Учению относимся без достаточной сердечной устремленности. За призрачной суетой мы не можем рассмотреть все величие Основ того Учения, которое возлагает на нас ответственность за все наши физические и мысленные деяния. <…> Только в единении с Иерархией Света человечество может преуспеть! Только через развитие своей духовности мы приблизимся к Иерархии» [5, с. 116 – 117].
Борис Андреевич обладал редким даром говорить по сознанию собеседника. Его слова всегда производили большое впечатление на слушателей, оставляя глубокий след в их сердцах. Он духовно исцелял сердца, подвигая к Свету мышление людей. Так ежедневно на практике жизни он утверждал слова Учителя: «Сдвиг мысли есть главный целитель человечества» [2, Ч. II, 518].
Темы бесед Борис Андреевич черпал из книг Живой Этики и Записей Б.Н. Абрамова. При каждом удобном случае затрагивались вопросы об Иерархии Света, об Эпохе Матери Мира и значении Женского Начала бытия, о важности устремления к Дальним Мирам, о нашей внутренней готовности к Великому Приходу. Много внимания в беседах уделялось будущему, ведь оно связано с основополагающими моментами жизни – движением и устремлением, воспламеняющими огни духа. «Дума о будущем есть врата в Беспредельность, – цитировал Борис Андреевич слова из книги «Иерархия». – Так мыслите о будущем, и можете быть уверены, что эта дума будет поддержана Иерархией» [7, 451].
Говоря о близком будущем, он затрагивал проблемы страны и мира. «Страна наша живет своей жизнью: масса проблем, масса вопросов, которые создают сложности в жизни страны, и, безусловно, могут отразиться на ее будущем. Это такие вопросы, как наркомания, пьянство, стяжательство, детское бродяжничество. Молодежь впитывает влияния, которые нельзя назвать идущими от Света. А ее, молодежь, нужно охранить. Это будущее нашей страны. И от того, какой она станет, зависит, какой будет и наша страна. Будем охранять молодежь и приобщать ее к Свету Культуры и духовных ценностей, к патриотизму и к мысли о будущем» [5, с.199 – 200].
Борис Андреевич любил повторять, что мы должны учиться быть не потребителями, возлагающимися на Иерархию Света, а сознательными помощниками и сотрудниками. Нужно укоренить в сознании стремление во всем постоянно держаться за Владыку «не как ребенок за няньку, но как воин в бою за начальника, имея в виду общую задачу и сотрудничая для ее выполнения» [12, с. 349].
Сам он успешно прилагал на практике все, о чем говорил другим. Следуя по пути своего духовного учителя – Бориса Николаевича Абрамова, он смог «уявиться приближенным к Иерархии» [13, 659]. При этом в нем не было никакой напыщенности, никакого гуризма. «Жизнью своей, всем своим обликом Он являл нам пример не отвлеченной, книжной, а живой духовной Иерархии, – говорится в памятном слове Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха о Б.А. Данилове, – сотрудником которой Он молился быть и… Был! Учитель – Николай Константинович и Елена Ивановна – Борис Николаевич – Борис Андреевич… Понимали ли мы, что Он был живым звеном связи Сил Света и людей. Он ушел с земного плана… Его Взяли на очередной волне взлета, полного силы Жизни, планов, как якорей, заброшенных в будущее. И верится, что скоро, очень скоро, если не сейчас, Он начнет Оттуда озарять нашу жизнь, помогать строить родную Сибирь, дорогой сердцу Алтай, Россию, весь мир. Обновленный Лучами Миров иных измерений, Он – молодым и сильным духом – вновь вернется сюда, но, верится, вернется уже на Новую Землю и под Новое Небо» [14].
До последней минуты своей жизни Борис Андреевич Данилов трудился во имя великого будущего России и всего мира, исполняя заповедь Сергия Радонежского «Помоги Земле Русской». Он сумел зажечь Светом сердца тысяч и тысяч людей, всегда оставаясь при этом простым, открытым, доступным в общении. «Хотите, чтобы людям было светло и было всем легче и лучше – свет утвердите в себе и светом своим светите, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Нет иного пути преображения жизни. Являя собою какую-то часть истины и осветлив излучения свои, может человек много помочь людям и двинуть эволюцию. Путь преображения жизни лежит через себя и… по Земле» [11, с. 375].
Е.С.Кулакова, г. Новокузнецк.
Фото из архива Б.А.Данилова
Литература и примечания:
- Живая Этика. Аум.
- Живая Этика. Беспредельность.
- В ранних публикациях, посвященных Б.А.Данилову, датой переезда семьи Даниловых в Харбин называется 1943 год. В данной статье дата изменена на основании данных, изложенных Даниловым в выступлении 9 октября 1992 года на круглом столе Сибирского Рериховского общества (см. сборник «И Борис принесет кирпич на построение Нового храма…». Новокузнецк, 2013. С. 34).
- Характеристика начальника Отдела советских работников Райкома Профсоюза Харбинской железной дороги тов. Данилова Бориса Андреевича. 15 июня 1954 года // Архив Б.А. Данилова, г. Новосибирск.
5. «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. - Данилов Б.А. Весть принесший. Новосибирск: Издательство «АЛГИМ», 1997.
- Живая Этика. Иерархия.
- Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993.
- Н.Д. Спирина – одна из учениц Б.Н. Абрамова, входившая в харбинскую группу, почетный председатель Сибирского Рериховского общества.
- Данилов Б.А. Сохранить наследие // Он прошел рядом с нами. Новокузнецк, 2007.
- Грани Агни Йоги. 1955. Новосибирск: Издательство «АЛГИМ», 2010.
- Грани Агни Йоги. 1954. Новосибирск: Издательство «АЛГИМ», 2011.
- Живая Этика. Агни Йога.
- Памяти Б.А. Данилова. Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Danilov/1.htm
Опубликовано на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, 17.06.2025 (ссылка на сайт РЕРИХ-КУЗБАСС.РФ)