Елена Петровна Блаватская, урожденная фон Ган (1831 – 1891), несмотря на прошедшие более ста тридцати лет после ее ухода, продолжает оставаться для нас женщиной-загадкой, женщиной-сфинксом, тайна которой во многом так и остается неразгаданной до конца. Ибо Елена Петровна, несмотря на свою внешнюю простоту, открытость и доброжелательность к людям, в своей внутренней, сокровенной жизни была носительницей настолько богатого духовного мира, что продолжает быть непонятой, не осмысленной не только ее современниками, но и подавляющим большинством человечества ХХ и ХХI столетий.
Елена Петровна Блаватская.
Неудивительно, что Елена Петровна Блаватская вызывала и продолжает вызывать самое искреннее восхищение, уважение и почитание одних, черную зависть и ненависть других, и скептическое отношение к ее способностям производить невероятные и удивительные феномены третьих.
Как известно, первопроходцам, которые несут новое слово людям, всегда трудно. В еще большей степени это относится к вестникам и пророкам, которые приходят в наш мир с единственной целью – сдвинуть закосневшее, догматизированное человеческое сознание с той точки, на которой оно застряло. Ибо настоятельная необходимость преображения сознания человечества многократно возрастает накануне планетарной трансформации, т.е. перехода всего живущего на Земле на более высокий энергетический уровень. Таким Вестником, или Вестницей Нового Мира и была та, которую мы знаем под именем Елены Петровны Блаватской! <…>
Елена Ивановна Рерих, говоря о миссии Е.П. Блаватской, писала: «Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремившегося в тупик атеизма» [1, c. 355].
Академик Людмила Васильевна Шапошникова, говоря о Елене Петровне Блаватской и Елене Ивановне Рерих, отметила: «…Обе избранные Учителями женщины были высоко духовны, чутки, тонки. Путь обеих был чрезвычайно труден. Особенно Блаватской, которую считали шарлатанкой и, в конце концов, путем интриг отторгли от созданного ею Теософского общества» [2, с. 356]. <…>
Однако, несмотря на этот очевидный факт, среди мыслящих представителей социума тоже подчас возникает мнение о легкости духовного постижения Тайн Мироздания. В этой связи Елена Ивановна Рерих писала: «Труден путь истинного ученичества, много испытаний, порой очень тяжких, приходится пройти, прежде чем стать тем, кого мы называем принятым учеником. <…> В своем подходе к Западу в прошлом столетии Великие Учителя не нашли ни одного истинного ученика, конечно, исключая посланную Ими Е.П. Блаватскую…» [1, с. 173 – 174]
Но может возникнуть вполне резонный вопрос, знала ли сама Елена Петровна, что она является Вестником наступающей Женской Эпохи? Знала ли она, какие задачи были поставлены перед ней Высшими Силами перед ее воплощением, для выполнения которых она и пришла в наш проявленный мир?
На основе воспоминаний самой Е.П. Блаватской и ее близкого окружения, можно с уверенностью сказать, что Елена Петровна изначально не знала и не могла знать о той миссии, которая ей была предназначена. Ибо духовное сознание любого человека, даже высокодуховного, достаточно продвинутого, просыпается далеко не сразу. Необходимо время, иногда довольно продолжительное, чтобы возникло вспоминание (термин Платона) той жизненной задачи, которая возлагается на индивида накануне его/ее рождения. Это относится и к вестникам, пророкам, религиозным реформаторам, которые могут предчувствовать необходимость выполнения какой-то важной миссии, возложенной на них, но точное понимание и осознание приходит значительно позже.
Елена Петровна Блаватская в этом смысле не была исключением. Она с раннего возраста ощущала свое отличие от окружающих ее людей, предчувствовала необходимость совершения чего-то важного и нужного, но точного знания не было. При этом Елена Петровна обладала неординарной способностью воспринимать информацию, идущую из Тонкого Мира. Эта способность позволила ей с раннего возраста видеть возле себя некоего высокого человека в восточной одежде и тюрбане, который оберегал и даже неоднократно спасал ее от неминуемой смерти. Наконец, Елена Петровна проявила такие качества своего характера, которые с детских лет «заставляли» ее неуклонно стремиться к познанию таинственного и непознанного. При этом с годами это неустанное стремление к знанию только росло, приобретая какие-то вполне конкретные, осязаемые формы и черты.
Поскольку в доме бабушки, Елены Павловны Фадеевой (урожденной княгини Долгорукой), в котором Елена Петровна фактически выросла, была огромная библиотека, состоящая из редчайших книг и фолиантов, то для Е.П. Блаватской было открыто широкое поле для постижения сокровенной философии Востока, астрологии, алхимии и других древних наук. По словам самой Елены Петровны, эти бесценные манускрипты по восточной эзотерической философии, оккультизму и магии были ею не просто прочитаны, а досконально изучены, когда ей не было и пятнадцати лет!
Данное обстоятельство, т.е. тот факт, что Елена, будучи непоседливым, неугомонным ребенком, добросовестно и терпеливо изучала сложнейшую философию Востока, говорит не только о ее огромных духовных накоплениях, но и о том, что предчувствие необходимости выполнения какой-то важной задачи не было плодом ее богатого воображения.
В этой связи в Гранях Агни Йоги имеются очень важные слова: «“Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих Солнце”. В этих словах выражена мысль о тех накоплениях Чаши, с которыми человек приходит, вернее, возвращается на Землю. Углубляясь в жизнеописание последнего воплощения, можно отметить, как просыпался дух и проявлялись его энергии. Устремление к широкому знанию, к изучению прошлого, искание себя и раскрытие внутреннего понимания продолжалось упорно и напряженно, пока миссия жизни не стала четко и ясно определенной» [3, c. 34].
И хотя приведенные слова имеют отношение к другому Вестнику Космической Эволюции, они могут быть отнесены к каждому Вестнику Света, Воину Духа, пришедшему в наш мир для выполнения тяжелейшей задачи по преображению и расширению человеческого сознания.
Именно это чувство необходимости выполнения какого-то важного предназначения привело семнадцатилетнюю Елену к необходимости обрести свободу сначала от опеки любимой бабушки путем поспешного и странного замужества за престарелого Никифора Васильевича Блаватского (1810 – дата ухода из жизни неизвестна), а потом совершить побег и от супруга. Можно сказать, что единственным воспоминанием о весьма краткой супружеской жизни Елены Петровны станет фамилия Блаватской, под которой она станет известна всему миру и которую будет носить до конца своих земных дней.
Благодаря обретенной свободе Елена Петровна вступила в широкий, необъятный мир, и пошла по избранному ею пути не оглядываясь назад, без всяких колебаний, сомнений и тревог, без денег и связей, не сожалея об оставленном ею прошлом и не боясь неизвестного будущего!
В этой связи невольно вспоминается известный рассказ О’Генри «Дороги, которые мы выбираем». <…> Так, герой рассказа О’Генри говорил: «Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу… Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» [4, c. 316]. Как изумительно точно сказано и какие мудрые слова! Ибо именно внутренняя суть самого человека, качества его характера и наклонности, накопленные им в череде своих предыдущих воплощений, «заставляют» идти по определенному пути. <…>
Что же ожидало Елену Петровну там, за линией горизонта? Оправдаются ли ее надежды и чаяния найти то неизвестное, что жило в глубине ее львиного сердца, то ощущение поиска чего-то важного и нужного, ради чего она бросила все, абсолютно все, ни разу не пожалев об этом! Начинался новый, неизвестный ей этап многотрудной и многострадальной жизни… и Благодарение Небесам, что она не знала, через какие невероятные трудности, физические и моральные страдания и предательства близкого окружения ей предстояло пройти!
В Гранях Агни Йоги в этой связи имеются важные строки: «Мудро устроено природой так, что личная судьба человека, его будущее, ему не известно. Многое в этой судьбе стало бы совершенно иным, если бы человек заранее знал, как сложатся те или иные обстоятельства его жизни. <…> Уж лучше не знать и надеяться, чем знать безнадежно неблагоприятный конец тех или иных начинаний» [5, c. 132].
Действительно, как мудро устроено природой, что мы не знаем своего будущего, не догадываемся о том, что ожидает нас «там, за поворотом». Именно незнание своего будущего позволяет нам идти по жизни, осуществляя свои планы с верой и надеждой в то, что все получится именно так, как думается, видится и мечтается. Быть может, покажется странным, но незнание своей будущей судьбы относится не только к обычным людям, но и к Вестникам Света. В этом смысле Елена Петровна Блаватская не была исключением и тоже не знала, что́ именно уготовила ей эта капризная Дама Судьба. Ибо личное восприятие будущих обстоятельств собственной жизни могло помешать выполнению возложенной на Вестника важнейшей задачи планетарного масштаба.
Нет необходимости подробно останавливаться на годах исканий Елены Петровны, в течение которых она неоднократно объездила практически весь мир в поисках того неведомого и сокровенного, что неудержимо влекло ее. Одно можно сказать совершенно определенно, что где бы ни была Елена Петровна Блаватская в поисках сокровенного знания, в Афинах, Египте или на Евфрате, она везде искала свой философский камень. Продолжая описание поисков этого заветного камня, Елена Петровна писала: «Я жила с крутящимися дервишами, с друзами Горного Ливана, с арабами-бедуинами и марабутами Дамаска – и нигде его не находила!» [Цит. по: 6, c. 561].
Эта невероятная целеустремленность и беззаветная вера Елены Петровны Блаватской в возможность найти свой философский камень, и познать Истину, которая сделает ее свободной, должна была привести к искомому результату. Действительно, Вселенная отозвалась, откликнулась на это бескорыстное и преданное служение Свету Истины, и потому в день своего двадцатилетия Елена Петровна получила бесценный подарок, который навечно изменил не только ее личную судьбу, но и повлиял на судьбы всего человечества в целом, даже если человечество об этом не догадывается до сих пор!
12 августа 1851 года в Лондоне произошла знаковая встреча Елены Петровны Блаватской с тем Духовным Учителем, Покровителем и Наставником, которого она с раннего детства видела в своих снах и видениях. Именно Он, Хранитель Елены Петровны, спасал ее из тех смертельно опасных ситуаций, в которые она неоднократно попадала, будучи неугомонным, непоседливым и любознательным ребенком. И именно Он стал Учителем и Наставником Елены Петровны Блаватской, который впоследствии был также Учителем Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов!
Нам неизвестны подробности этой знаковой встречи и обстоятельного разговора Великого Владыки Мории с Еленой Петровной, т.е. о чем именно говорил Учитель, что конкретно Он ей сказал, какие ближайшие и перспективные задачи поставил, что объяснил, и о чем предупредил. Со слов самой Елены Петровны известно только, что Великий Учитель пробудил ее, спас и, примирив с жизнью, пообещал ей философский камень [7, c. 69].
Поэтому, исходя из сказанного, а также всей последующей жизни Елены Петровны Блаватской, можно с уверенностью говорить о том, что речь шла о задачах воистину планетарного характера, о новом витке Космической Эволюции, на который должно вступить человечество, о неготовности человеческого сознания принять идею наступления Нового Мира, Женской Эпохи Огня, и необходимости пробудить, сдвинуть с мертвой точки сознание и дух человеческий, которые погрязли в тенетах вульгарного материализма, атеизма, отрицания духовности, а также корысти и аморальности.
Н.К. Рерих. Вестник. 1922.
С момента этой знаменательной встречи Елена Петровна Блаватская становится Упа́сикой, чела женского рода, т.е. принятым учеником Великого Учителя Мории. А это означает, что Елена Петровна вступила на Путь ученичества, Путь преодоления себя, победы над собой, над некоторыми качествами и чертами своего непростого характера, над своей неуемной, беспокойной природой, которые могли помешать выполнению миссии Вестника, пришедшего в мир, чтобы оповестить о наступлении нового витка Космической Эволюции.
При этом важно подчеркнуть, что ученичество вовсе на означает конец исканий и испытаний. Наоборот, это только самое начало Пути, и не факт, что принятый ученик сумеет сохранить верность Учителю Света, проходя через препятствия и преодолевая сложности на своем жизненном пути. Это связано с проявлением оккультного закона, о котором Елена Ивановна Рерих писала: «Также нужно знать, что при касании к Учению и к Вел[икому] Бел[ому] Бр[атству] под воздействием непреложных оккультных законов истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее, наружу выступают такие качества, которые иначе остались бы дремлющими в нас, может быть, до следующих воплощений» [8, c. 337]. <…>
Елена Петровна Блаватская в этой связи отметила: «Прежде чем бедное создание, пребывающее ныне в тисках Тьмы, освободится при помощи Света, оно должно познать себя. Согласно дельфийским предписаниям, человек должен познакомиться и приобрести власть над каждым уголком и укромным местечком своей непостоянной и разнородной природы, прежде чем он сможет научиться различению между СОБОЙ и своей личностью» [9, c. 544]. <…>
В этой связи может возникнуть резонный вопрос, почему Елена Петровна Блаватская, которая обладала ярко выраженными медиумистическими особенностями своего организма, тем не менее стала признанным и принятым учеником? Более того, почему именно на Е.П. Блаватскую Учителя человечества возложили миссию огромного масштаба и почему Е.П. Блаватская, несмотря на медиумизм своего физического проводника, была допущена в святая святых – Ашрам Тибета, где несколько лет проходила обучение у Великих Владык, о чем свидетельствует Е.И. Рерих: «Вспомним и нашу много оклеветанную Ел[ену] Петр[овну] Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета, принесшую великое знание и светлую Весть о Великих Махатмах» [8, c. 154].
Полагаем, что прояснение проблемы медиумизма является архиважным, поскольку обыденное сознание, как правило, не понимает опасности этой особенности организма. Так, Е.П. Блаватская, говоря о медиумах, отмечала: «Но что такое медиум? Термин “медиум”, если он не относится к вещам и объектам, предполагает некую личность, через которую проявляется или передается действие другой личности или существа» [9, c. 360].
Е.И. Рерих также писала: «Простые медиумы открыты для пользования их телами развоплощенными духами, часто очень низкого развития и даже преступным элементом среди них, и в этом страшная опасность медиумизма» [10, c. 336].
Иначе говоря, медиум, – это человек, через которого действует некое другое существо или сущность, что приводит его/ее к полной утрате контроля над собой, потере… своей воли и, в конечном счете, к духовной деградации и падению в бездну. Неудивительно, что рано или поздно такой человек, подпадая под влияние какой-то сущности из тонкого мира, начинает ей полностью подчиняться, уподобляясь безвольной игрушке, бездушной кукле в руках аморального, корыстного и преступного кукловода.
Елена Ивановна Рерих, касаясь этого вопроса, говорит не только о том, что Е.П. Блаватская всю свою жизнь боролась как с собственным медиумизмом, так и с невежественным к нему отношением окружающих, но и указывает причину изначального медиумизма самой Елены Петровны, которая многое объясняет.
Так, Е.И. Рерих писала: «Ведь и Е.П. Бл[аватская] была сильнейшим медиумом, но с помощью В[еликого] Вл[адыки] она превозмогла в себе эту опасность и стала тем, что мы называем медиатором. <…> Но поручение ее было настолько велико и трудно, что Вел[икому] Уч[ителю] пришлось избрать для этого особый медиумистичный организм, который облегчил бы ей миссию ее и в то же время позволил бы находиться в окружении людей без страшной опасности огненного пожара и мучительной смерти. Почти никто не представляет себе той опасности и тягости, которые испытываются человеком с открытыми центрами среди дисгармонического окружения» [11, c. 356-357].
Приведенные слова Елены Ивановны имеют настолько важное и весомое значение, что нужно быть абсолютно невосприимчивым человеком к запечатленной в них сокровенной информации, чтобы продолжать клеветать на нашу великую соотечественницу. Подчеркнем еще раз, что в этих словах дается разъяснение не только изначальных причин медиумистических особенностей организма Елены Петровны Блаватской, но также объяснение почему, несмотря на эти качества ее физического проводника, она стала принятым и признанным учеником.
Ибо если Елена Петровна Блаватская не только тысячи лет, т.е. десятки, а быть может, и сотни своих воплощений работала с Великими Братьями человечества, непосредственно находясь под Их Лучом, т.е. под Лучом Света, то ничто низменное и темное не могло проникнуть в нее через открытые двери ее физического организма. Ничто не могло исказить даваемую через нее информацию, запечатленную в ее главных трудах, и ничто не могло ее отвратить от служения Свету Истины.
Тем более, что благодаря своим героическим усилиям и помощи Владык, Е.П. Блаватская сумела преодолеть в себе эти особенности своего проводника и стать, как отметила Елена Ивановна Рерих, медиатором. Неудивительно, что, зная тяжкие последствия медиумизма, как говорится, из первых рук, Елена Петровна Блаватская неоднократно предупреждала об опасностях тех феноменов, связанных с проявлением не только медиумизма, но и спиритизма, которыми стала увлекаться практически вся западноевропейская аристократия и интеллигенция.
Так, Е.П. Блаватская писала: «Лично пройдя, к сожалению, в одном из периодов жизни через такие опыты, мы считаем, что медиумизм в целом исключительно опасен, и психические опыты, принимаемые некритически, приводят лишь к искреннему обману других, поскольку медиум – это первая жертва самообмана. Кроме того, слишком близкое общение со “старым земным Искусителем” заразительно» [9, c. 361].
На основании сказанного можно утверждать, что Е.П. Блаватская не только сохранила свободу своей воли и преданность Великим Учителям человечества, но и утончила свое духовное сознание до такой степени, что стала способной воспринимать сокровенное знание из Высочайшего Источника для передачи его всему человечеству.
Подтверждением служит все творческое наследие Елены Петровны Блаватской, среди которого такие фундаментальные по содержанию и по объему работы, как два тома «Разоблаченной Изиды», ставшие преддверием главного труда всей ее жизни – двух томов «Тайной Доктрины», а также «Голос Безмолвия» и многочисленные статьи и письма. Сокровенное знание, запечатленное в опусах Е.П. Блаватской, способствовало процессу неуклонного расширения мировоззренческих установок человечества, особенно тех представителей социума, кто готов был услышать, воспринять и принять в своем сознании Истину, переданную через Елену Петровну Великими Учителями.
В этой связи Е.И. Рерих отметила: «Содержание ее печатных трудов (т.е. трудов Е.П. Блаватской. – Т.Р.) настолько превышает уровень обывателей и злопыхателей, что все нападки их не имеют значения. Кроме того, сами того не замечая, злопыхатели отдают ей дань высокого признания перечислением имен тех выдающихся ученых и философов, которые почитали ее при ее жизни, и описанием, как один из них даже умер, держа в руке ее книгу “Голос Безмолвия”» [11, c. 366].
Более того, известно, что «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской стала настольной книгой Альберта Эйнштейна, факт, который говорит именно о научной ценности ее работ. Однако, несмотря на признание трудов Е.П. Блаватской отдельными представителями научного сообщества, академическая наука в целом отказывалась признавать колоссальный вклад Елены Петровны Блаватской в развитие научного знания тогда, отказывается признать это и сейчас.
Когда возникает вопрос, почему Е.П. Блаватская на протяжении всей своей многотрудной и многострадальной жизни сталкивалась с непониманием окружающих ее людей; почему даже современная нам наука избегает упоминать само имя Елены Петровны Блаватской, в трудах которой имеется ряд предвидений научных открытий, сделанных впоследствии, ответ вновь находим у Е.И. Рерих, которая писала: «Вы прекрасно выразились, что Блав[атская] жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры» [11, c. 232]. <…>
Возможно, это является результатом того, что высокочастотные вибрации Вестника не находят отзвук в сердцах подавляющего большинства человечества, пребывающего на более низкой ступени своего духовного развития, вибрации которых носят низкочастотный характер, не способные воспринять высокие вибрации.
Вполне допускаем, что это несовпадение вибраций и вызывает ощущение дискомфорта, неосознанную тревогу и боязнь потерять свою устоявшуюся жизнь, что и приводит к той злобе и ненависти, которую они испытывают к Вестникам эволюции, Свет несущим во имя Общего Блага. Быть может, негативные эмоции и отрицание Вестника связаны также с неспособностью человеческого сознания вместить новое, идущее на смену старому и отжившему, а сердце либо находится в спящем состоянии, либо вовсе омертвилось.
Вся обозримая история человеческого общества просто кишит подобными примерами, одно перечисление которых могло бы занять не один десяток страниц. Так, Елена Ивановна Рерих в этой связи отметила: «Немало еще их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок, что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П.Б. (т.е. Е.П. Блаватская. – Т.Р.). Она им уявляется как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми, не говоря уже об искаженных Обликах Вел[иких] Учителей человечества. Остается одно утешение – нестираемость рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтет эти рекорды» [11, c. 352].
Не случайно весть о наступлении Новой Эпохи была принесена Еленой Петровной не на свою родину Россию, а на Запад, поскольку, «…все свет несущее предавалось у нас анафеме. Так и наша великая соотечественница (т.е. Е.П. Блаватская. – Т.Р.) должна была принести Свет Учения в Америку и Европу, ибо сознание русского общества не было готово» [1, c. 350].
Да, можно только сожалеть и печаловаться, что сознание русского общества не было готово тогда и во многом продолжает оставаться неготовым и сегодня. Ибо «трудно вместить большое, но еще труднее вместить малое при расширенном сознании. Трудно приложить малую действительность к объему великого понимания. Как вложить великий меч в малые ножны» [12, § 84].
Действительно, как? Ведь не только сознание русского общества продолжает оставаться неготовым, но и сознание большинства человечества по-прежнему в штыки принимает Вестников Космической Эволюции. Однако не случайно сказано в Учении, что преследуемый ведет за собой преследователей. История Савла, который был ярым гонителем христиан, является ярким примером того, что преследователь, идя по пути того, кого он гонит и по невежеству своему преследует, может трансформироваться в духе и, подобно Савлу, стать Святым Павлом, т.е. из преследователя стать самым верным и преданным последователем Великого Учителя человечества.
Несмотря на распространяемую ложь и клевету, которые сыпались на Е.П. Блаватскую как из рога изобилия, а также вопреки предательству самого близкого окружения, которым Елена Петровна дала все, все возможности приближения к Учению, ничто не могло сломить ее безмерную веру Великому Учителю, Великому Владыке. Так, Е.И. Рерих писала: «… Вспомним о подвиге Е.П. Бл[аватской], которая на своем трудном пути являла именно пример полного доверия и верности. Ее львиное сердце не знало ни страха, ни сомнений. Она мужественно несла свое поручение, и там, где ей было нечто не ясно, она шла так же твердо, ибо великая вера жила в ее сердце» [11, с. 33].
В Живой Этике как бы в продолжение приведенных слов сказано: «…Можно привести пример Упасики. Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить ее, хотя бы косвенно, осудить Учителя. И прямое несчастье не могло заставить ее забыть о Братстве. Даже при кораблекрушении она твердо держала мысль о Братстве, и такая решимость усиливала вибрацию священную» [13, § 135].
Совершенно поразительно звучат эти слова, особенно сейчас, в наше сложное, грозное время! Ибо если даже Е.П. Блаватская, будучи высокодуховным человеком, могла чего-то не знать, или ей было что-то не ясно, либо непонятно, тем не менее, никакие страхи, сомнения или нерешительность не замутнили ее сознание, и ее верность Учителю Света оставалась такой же непоколебимой. Именно поэтому «она шла так же твердо» и неуклонно вперед и вверх, не сбавляя шага на избранном пути, поскольку, воистину «великая вера жила в ее сердце»!
Как это замечательно, что великая вера жила в пламенном, львином, благородном сердце Елены Петровны Блаватской! Эта несломимая вера Великому Владыке, вера в Высшее Начало и Космическую Эволюцию помогла ей не только преодолеть особенности ее физического организма, но также не сойти с пути ученичества и до конца выполнить свой долг, то поручение планетарного масштаба, которое было на нее возложено Великими Учителями человечества.
И разве это не является примером для всех нас, живущих уже в XXI столетии, чтобы расширять свое сознание, постоянно укреплять и растить истинную веру в своем сердце, и продолжать идти избранным путем, без страха, сомнений и упреков, несмотря на все вызовы современного исторического процесса?! Ибо, как говорил Николай Константинович Рерих «вера есть предчувствие знания», и ведь не случайно Владыка начинает книгу «Зов» словами: «В Новую Россию Моя первая весть» [14, с. 171].
Как не случайно и то, что отметила Елена Ивановна Рерих: «Истинно, лишь все самое высокое связано с Ним, с этим Иерархом, Стоящим во главе нашей Планеты» [8, с. 356].
Вот почему несломимую веру и надежду вселяют процессы, «запущенные» обеими Еленами, русскими женщинами, возвестившими наступление Новой Эпохи Женщины – Еленой Петровной Блаватской и Еленой Ивановной Рерих. Ибо Весть, принесенная нашими Великими соотечественницами, носит не столько даже планетарный, сколько именно космический характер. А потому, рано или поздно, не только российское общество, но и человечество в целом, готовое воспринять Свет Истины, проснется и по достоинству оценит истинный подвиг, совершенный как обеими русскими женщинами Еленами, так и всей удивительной семьей Рерихов.
И завершить хочется словами Елены Ивановны Рерих, которая провидчески писала: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!» [1, с. 355].
Можно только повторить и дополнить приведенные слова Елены Ивановны Рерих: Вечная Слава Елене Петровне Блаватской и Вечная Слава Елене Ивановне Рерих, которые через свое бесценное творчество продолжают нести человечеству Свет Истинного Знания!
(Статья печатается в сокращении).
Т.С. Расулова, кандидат философских наук,
профессор Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент.
Литература:
- Рерих Е.И. Рерих. Письма. В 9 т. Т. II. М.: МЦР, 2000.
- Шапошникова Л.В. Наша беда в консервативности мозгов, и в этом веке их уже не исправить. Интервью Н. Колесниковой. // Воин Света: к 95-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой. Сб. в 2 т. Т. 1. М.: МЦР; МСРО, 2021.
- Грани Агни Йоги. 1964. Новосибирск: Алгим, 2020.
- Генри О. Дороги, которые мы выбираем // Генри О. Короли и капуста: Рассказы. Ташкент: Еш гвардия, 1983.
- Грани Агни Йоги. 1965. Новосибирск: Алгим, 2021.
- Письма Махатм и Их Посланницы. Т. 1 (1880-1881). М.: Горный ветер, 2021.
- Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного Теософского Движения. Рига: Лигатма, Сиринъ, 1996.
- Рерих Е.И. Рерих. Письма. В 9 т. Т. III. М.: МЦР, 2001.
- Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. М.: ЭКСМО, 2003.
- Рерих Е.И. Рерих. Письма. В 9 т. Т. IХ. М.: МЦР, 2009.
- Рерих Е.И. Рерих. Письма. В 9 т. Т. VII. М.: МЦР, 2007.
- Живая Этика. Община (Рига). М.: МЦР, 2004.
- Живая Этика. Надземное.
- Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, 2015.
Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды», от 30 декабря 2023 г., № 1/2(122). С. 15, 16