Лекция об опере Вагнера «Тристан и Изольда» с декорациями Н.К.Рериха

Автор: | 01.04.2024

30 марта очередное занятие лектория «Культура и мы» в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева г. Новокузнецка было посвящено опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Лекцию под названием «История одного непоставленного шедевра» прочла педагог, большой любитель и знаток оперного и балетного искусства Инна Викторовна Герасименко.

Было отмечено, что все члены семьи Рерихов были увлечены театром, и особенно оперным искусством. Николай Константинович Рерих был связан с театром профессионально, создавая для спектаклей эскизы декораций и костюмов. Художник получил признание и славу за оформление таких театральных спектаклей как оперы «Снегурочка» (муз. Н. Римского-Корсакова, 1912), «Князь Игорь» (муз. А. Бородина, 1908) и «Псковитянка» (муз. Н. Римского-Корсакова, 1909), балет «Весна священная» (муз. И. Стравинского, 1913), драма Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1911).

Опера «Тристан и Изольда» (муз. Р. Вагнера) была одной из любимых. По приглашению в 1912 году частной оперы С.И. Зимина в Москве, художник выполнил к постановке более 30 эскизов декораций и костюмов.


В опере почти нет сценического действия, и только музыка Вагнера раскрывает чувства персонажей. В этом и состояла его концепция оформления: Рерих хотел воплотить на сцене образы, максимально подходящие музыкальному строю «Тристана и Изольды». Премьера оперы была намечена на сезон 1914/1915 годов. Спектакль был почти готов, но началась первая мировая война, и о постановке произведений немецкого композитора не могло быть речи.

Интересно, что Вагнер был единственным зарубежным композитором в театральной практике Рериха. Его музыка занимала существенное место в жизни художника: Рерих трижды обращался к оформлению его произведений, однако ни одной из этих постановок не было суждено увидеть свет рампы.
«Влечение к Вагнеру было неизбежным, так как то, что этот композитор сознательно и целеустремленно делал в музыке, Рерих достигал в красках, силою красоты одухотворяя нашу жизнь, – писал искусствовед Теодор Хелайн. – Оба они имели дело с мифом и легендой; оба были героического склада; оба заключили свои работы в эпические циклы, и у обоих сознание посвящённых отразилось в их трудах, что дало их творчеству духовную значимость».
Эскизы к «Тристану и Изольде», созданные Н.К.Рерихом в 1912 году, хранятся в собрании театрального музея имени А.А.Бахрушина в Москве.

Опубликовано:

ЛЕКЦИЯ ОБ ОПЕРЕ ВАГНЕРА «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА» С ДЕКОРАЦИЯМИ Н.К.РЕРИХА // Библиотека им. Д.С. Лихачёва г. Новокузнецк – сообщество во ВКонтакте, 1.04.2024: https://vk.com/bibl_lix?w=wall-50229680_12197

 

(Visited 41 times, 2 visits today)

Добавить комментарий