16 декабря 2023 года в Культурном центре г. Прокопьевска состоялся круглый стол, посвящённый Дню Памяти выдающегося русского художника, мыслителя, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
На круглом столе его участники обсудили очерк Н.К. Рериха «По старине», написанный художником в 1903 году. В очерке Рерих сообщает о своей поездке по древнерусским городам и выражает тревогу в связи с сохранностью памятников старины.
«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, — пишет он, — думаешь: какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство».
Почему древнему человеку была близка красота? В чём выражается течение русской национальной мысли? Как старину сделать оплотом жизни? На эти и другие вопросы искали ответы участники круглого стола.
Г.А. Халяпина подчеркнула, что во время паломничества Н.К. Рериха по старинным городам у него сформировалась идея охранения народных святынь на государственном уровне. Позднее эта идея нашла воплощение в Пакте Рериха 1935 года – Международном договоре о сохранении сокровищ культуры.
И.М. Хохлова коснулась темы создания Николаем Рерихом архитектурных этюдов, на которых художник увековечил памятники древнерусского зодчества. Большое значение Н.К. Рерих придавал композиции, красоте и тонкости древней росписи.
Т.В. Долгополова обратила внимание на уникальный памятник древности земли кузбасской – Томскую писаницу. Благодаря усилиям и энтузиазму кузбасских учёных были сохранены наскальные древние петроглифы на побережье реки Томи. В этом живописном месте раскинулся музей под открытым небом, посвящённый древней истории Кузбасса.
В очерке «По старине» Рерих отмечал красоту народного костюма, необходимость сохранения народных ремёсел. Он писал: «Дайте почву и костюму, и песне, и музыке, и пляске, и радости». В этой связи Н.А. Пермякова представила презентацию о русском национальном костюме, очень разнообразном и имеющим свои особенности в каждой местности. А Л.С. Строканева предложила общему вниманию видеофильм, рассказывающий о свадебном обряде на Руси.
Во время путешествия по историческим городам Николай Константинович собирал старинные сказания, легенды и предания. Е.С. Суховей подчеркнула, что Рерих смотрел на сказания и легенды как на древнюю историю, повествующую о реальных людях, совершавших подвиги в далёком прошлом. Садко, Илья Муромец, Микула Селянинович, Настасья Микулична на картинах Рериха передают мощь русских богатырей, защитников земли русской. Н.К. Рерих писал: «Пусть молодёжь читает сказания, а сердце подскажет, где правда».
Н.А. Регузова напомнила об опыте сохранения старины в Талашкине, имении М.К. Тенишевой. Здесь были созданы художественные мастерские, в которых обучалась молодёжь народным художественным ремёслам. А в Смоленске М.К. Тенишева организовала рисовальную школу и музей русской старины.
Благодаря подготовке и проведению круглого стола «Полюбить старину во имя красоты» его участники узнали для себя много нового о древней культуре земли русской. В очерке «По старине» Рерих писал: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь <…> Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока, наконец, этот порыв не перейдёт в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна».