«Эпоха Андрея Рублёва»: лекции к 665-летию со дня рождения А. Рублёва

Автор: | 21.01.2025

18 и 19 января на лектории «Культура и мы» в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва и в Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя на лектории «Время культуры» состоялись лекции на тему «Культура Руси рубежа XIV–XV веков. Иконопись Андрея Рублёва».

Лектор – главный библиотекарь, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва Елена Станиславовна Кулакова, отметила, что в этом году культурная общественность отмечает 665-летие со дня рождения выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва, создавшего на рубеже XIV–XV веков собственную иконописную школу, отличную от византийских художественных канонов. Кроме икон Рублёв создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. «Эпоха Рублёва, – писал ученый, – была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания».

Лектором были представлены и прокомментированы собравшимся иконы Андрея Рублёва из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, его фрески в Успенском соборе города Владимира, знаменитые иконы мастера Звенигородского чина, дошедшая до наших дней фреска с изображением Спаса Нерукотворного над входом в Спасский собор Андроникова монастыря в Москве.

 

Особое внимание было уделено шедевру иконописца – знаменитой иконе «Троица», созданной для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры «в похвалу отцу своему… Сергию [Радонежскому]». Для Сергия Радонежского образ Троицы был символом единения Русской земли, преодоления «ненавистной розни мира сего». В иконе, по мнению российского историка искусства М.В. Алпатова, дается ответ на один из жизненно важных вопросов тех лет, когда даже на поле боя лишь дружные усилия прежде разрозненных княжеств могли сломить сопротивление векового противника на Куликовом поле.

 

Эпоха Предвозрождения рубежа XIV–XV веков (Д.С. Лихачёв) оставила яркий след в истории культуры России. Именно в эту эпоху были созданы наиболее прославленные из произведений древнерусского искусства, и прежде всего – произведения Андрея Рублёва.

 

Опубликовано:

«Эпоха Андрея Рублёва»: лекции к 665-летию со дня рождения А.Рублёва // Библиотека им. Н.В.Гоголя МБУ «МИБС» г. Новокузнецка, 20.01.2025: https://libnvkz.ru/news/20.01.2025-2

«Эпоха Андрея Рублёва»: лекции к 665-летию со дня рождения А.Рублёва // Библиотечный портал Кемеровской области, 19.01.2025: https://lib42.ru/novokyznetsk/news/58339/

ЛЕКЦИИ К 665-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА // «Библиотека им. Д.С. Лихачёва г. Новокузнецк» – сообщество в ВКонтакте, 20.01.2025: https://vk.com/bibl_lix?w=wall-50229680_14322

Публикация по теме:

К 665-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА // «Библиотека им. Д.С. Лихачёва г. Новокузнецк» – сообщество в ВКонтакте, 24.01.2025: https://vk.com/bibl_lix?w=wall-50229680_14359

 

(Visited 56 times, 1 visits today)

Добавить комментарий