В защиту имени Людмилы Васильевны Шапошниковой

Автор: | 16.10.2015

(Ответ на интервью А.Анненко с главным редактором

журнала «Дельфис» Н.Тоотс)

«Подвиг созидает, собирает благо, движет добро,

совершенствует жизнь, учит именно человечности <…>

Великую ношу возлагает на себя подвижник.

Берет он ее добровольно. В таком добровольстве

заключена любовь не о себе, но о ближнем,

ради которого по всем каменистым путям

идет подвижник. Труженик он!»

Н.К. Рерих «Подвиг»

24 августа 2015 года окончила свой земной путь Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся учёный, индолог и востоковед, деятель Культуры, современный исследователь творческого наследия Рерихов, талантливый организатор, в течение двадцати шести лет возглавлявшая общественный Музей имени Н.К.Рериха.

     Это известие болью отозвалось в сердцах многих людей, кто знал Л.В.Шапошникову, читал её книги и статьи, слушал лекции и выступления на конференциях. Для многих Людмила Васильевна была мудрым Учителем и Наставником, примером самоотверженного Служения эволюции, Свету и Красоте.

На сайте Международного Центра Рерихов опубликовано множество слов соболезнования в связи с кончиной Л.В.Шапошниковой, и даже недруги её, отдавая дань незаурядной личности и значимости её деяний, направили свои письма.

Но не прошло и месяца после ухода из жизни Л.В.Шапошниковой, как в сети Интернет появилось интервью журналиста Алексея Анненко с главным редактором журнала «Дельфис» Натальей Тоотс под названием «Давайте делать выводы из ошибок». В нарушение этических заповедей и норм русского народа авторы интервью клевещут и очерняют добрую память Л.В.Шапошниковой.

Примечательно, что и Н.Тоотс, и А.Анненко в разное время работали в МЦР, возглавляя его пресс-службу, и были уволены. Возможно, давнее чувство обиды послужило причиной к написанию интервью, имеющего целью опорочить выдающегося человека.

Известно, что астральные страсти и эмоции мешают восприятию действительности, искажая её, как в кривом зеркале. Именно через призму негативных чувств и самости было написано интервью авторским тандемом А.Анненко – Н.Тоотс.

Безусловно, что язык и речь человека очень точно отражают уровень его сознания и культуры. Что можно сказать, например, о человеке, которому принадлежат следующие фразы?

Н.Тоотс в интервью о себе: «В ту пору я была корреспондентом ТАСС, каждый день передавала в Москву материалы. В Эстонии они печатались в двух газетах на эстонском языке и в двух русскоязычных. Конечно, была там известнейшим человеком. Собкор ТАСС в ту пору – это многое значило. У меня был трехкомнатный офис с телетайпом, а потом с компьютером. Огромная работа, тяжелая работа! Моё общественное положение было очень высоким. Недаром я вошла в первый совет Народного Фронта Эстонии <…> Вот такой был статус».

«Но в какой-то момент Шапошникова увидела во мне угрозу. Мы проводили презентацию МЦР в бывшем Доме Дружбы. У нас там послы стояли в раздевалке в очереди, столы ломились от яств (я нашла спонсоров), каждому вошедшему дарили цветы. Нам играл бесплатно симфонический оркестр. Когда Шапошникова увидела размах мероприятия, она поняла, какая опасность таится во мне для неё. Потому что с моими организационными способностями, с моей молодостью, я моложе её на четырнадцать лет, представляю для неё угрозу».

«Я пришла к ней, и мы с ней разговаривали, она поняла, что я для неё все-таки ценный кадр» и т.д.

И так на фоне самолюбования и превозношения собственных успехов Наталья Александровна Тоотс рисует образ, не имеющий ничего общего с той Л.В.Шапошниковой, которую многие из нас знали не понаслышке.

В своём интервью Н.А.Тоотс упоминает Киру Алексеевну Молчанову, основательницу Эстонского общества Рериха, которым она руководила многие годы. Кира Алексеевна до конца своих дней сотрудничала с Международным Центром Рерихов и с глубочайшим уважением относилась к Л.В.Шапошниковой. В одной из своих статей, кстати, также в связи с клеветнической публикацией Анненко, К.А.Молчанова писала: «Ещё о нескольких искажениях действительности в публикации А.Н.Анненко. Первое. Как свидетель событий, считаю своим долгом перед Святославом Николаевичем Рерихом и Людмилой Васильевной Шапошниковой напомнить читателям о том, что уже было рассказано в моих воспоминаниях о С.Н.Рерихе. В ноябре 1989 года в последний свой приезд в Москву Святослав Николаевич сказал мне, что передал свои права Людмиле Васильевне, которая будет решать все возникающие вопросы. Так что мифа о доверенном лице и продолжателе дела Рерихов Людмилой Васильевной Шапошниковой нет.

Мы видим не «хищный оскал собственника» в душе Л.В.Шапошниковой, не альянс с Мэри Пунача на желании овладеть имуществом Рерихов и не подобные прочие измышления, а высокий исторический подвиг мужественного Человека. Вынужденные суровые суждения твёрдой женщины раздражают людей с мировоззренческим хаосом. И все они пытаются опорочить стойкость выдающегося учёного, хранителя духовных святынь и истинного подвижника в тяжёлых условиях современного плотного материального мира» [1].

Надо заметить, что клевета преследовала Людмилу Васильевну постоянно с того момента, как она стала доверенным лицом С.Н.Рериха и взяла на себя ответственность за осуществление его поручения по созданию общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Можно только поражаться изощрённости клеветников и тому, с каким мужеством и терпением Л.В.Шапошникова относилась к этому явлению в своей жизни. В Учении Живой Этики есть строки: «Когда спросили райскую птицу, откуда её блестящее оперение, она ответила: «Множество отравленных стрел скользили по мне, и сильнейший яд дал лучшую окраску». Так будем благодарить стрелков!»[2].

Л.В.Шапошникова с честью выдержала испытание клеветой. Как ложь и клевета не сломили мужество Людмилы Васильевны, так и хвалебные слова в её адрес оставались без ответа. Обладая силой и магнетической красотой личности, Л.В.Шапошникова относилась отстранённо, а иногда и с лёгким юмором к выражению особого почитания к себе. «Отстранённость» — очень точное слово, характеризующее то, как говорила и держалась Л.В.Шапошникова на мероприятиях, посвящённых презентации её книг. Всё происходящее как бы не касалось её лично. Можно ли назвать это качество скромностью? Скорее — мудростью, ничего себе не присваивающей и действующей не во имя своё, а во имя Высшего.

«Соединение противоположностей – одно из наиболее труднодостижимых духовных качеств: головою уходить высоко в небо, а ногами крепко и надёжно следовать по земле. Или: обладать богатырской мощью защитника и строителя, вместе с тем являя художественную утончённость и сердечность. Людмила Васильевна обладает этой гармонией» [3, с. 269].

«Людмила Васильевна – мудрый учитель. Ни о каком «гуруизме» не может быть и речи! Она учит поступком, а имеющий соображение – да уразумеет» [4, с. 268].

Никогда Л.В.Шапошникова не подчёркивала своей близости к Иерархии Света, являя, вместе с тем, пример несломимой и безусловной преданности делу Учителей.

Известен факт: С.Н.Рерих благодарил Людмилу Васильевну за то будущее, которое она несёт. И он не ошибся, назначив Л.В.Шапошникову своим доверенным лицом.

Вся деятельность Л.В.Шапошниковой была направлена на решение особой эволюционной задачи — продолжать дело Рерихов по развитию и утверждению нового космического мировоззрения на планете.

За короткое время был восстановлен из руин при поддержке общественности и меценатов архитектурный памятник – Усадьба Лопухиных, в стенах которого разместился прекрасный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Для создания Музея С.Н.Рерих передал из Индии культурное наследие своих родителей. Концепцию будущего Музея Святослав Николаевич изложил в известном письме «Медлить нельзя!», согласно которой Музей должен обладать статусом общественной организации [5, с. 91-92].

В Центре-Музее под руководством Л.В.Шапошниковой развернулась широкая деятельность по всем концептуальным направлениям, предложенным С.Н.Рерихом. Главными критериями этой работы стали высокое качество и Красота.

Музей имени Н.К.Рериха явился объединяющим центром для общественных культурных рериховских организаций со всего мира, представители которых принимают участие в Международных научно-общественных конференциях, выставках и других мероприятиях, организованных Международным Центром Рерихов.

Важнейшее место в творчестве Л.В.Шапошниковой заняла научная работа. Она — блестящий учёный, родоначальник научной школы рериховедения, является автором 36 монографий и более 400 статей. Многие из трудов Л.В.Шапошниковой посвящены целостному научному осмыслению философской системы Живой Этики, развитию положений Учения применительно к современным условиям. В значительной мере благодаря работам Л.В.Шапошниковой идеи Живой Этики входят в научный оборот.

Свои философские труды, требующие огромного напряжения и сосредоточения, Людмила Васильевна писала не в тиши кабинета, а в гуще жизни, преодолевая бесконечные нагромождения препятствий. У общественного Музея, созданного по инициативе С.Н.Рериха, никогда не было лёгкого спокойного времени, что свидетельствует об особой эволюционной миссии Центра-Музея, осуществлению которой мешают представители старого отжившего сознания.

В этой связи Л.В.Шапошникова придерживалась твёрдой позиции в вопросе о необходимости защиты имени и наследия Рерихов. Людмила Васильевна настойчиво и терпеливо убеждала представителей рериховских организаций, участвующих в мероприятиях Международного Центра Рерихов, в том, что культурно-просветительскую деятельность необходимо сочетать с работой по защите имён и наследия наших великих соотечественников, что нельзя допускать равнодушия в этом вопросе. Международный Центр Рерихов под непосредственном руководством Л.В.Шапошниковой издал шесть объёмных томов сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», в которые вошли документы, очерки и публикации в прессе. Для многих эти книги стали настольными, дающими возможность убедительно и аргументированно отражать многочисленные нападки со стороны противников нового космического мировоззрения.

Сама жизнь подтверждает правоту действий Л.В.Шапошниковой, когда после её ухода с земного пдана вновь была инициирована попытка нарушить волю С.Н.Рериха в отношении общественного статуса Музея имени Н.К.Рериха. Большинство рериховских организаций России и зарубежья встали плотной стеной в защиту Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, не позволяя разрушить Музей и дело подвижнической жизни Людмилы Васильевны.

Большое видится на расстоянии. Нет сомнений в том, что пройдут тёмные времена, будут забыты имена всех злопыхателей и клеветников, и человечество по достоинству оценит подвиг русской женщины, выдающегося учёного и деятеля Культуры, посвятившую свою жизнь до последнего дыхания эволюционному Служению во имя наступления Нового Мира, –                                                    Людмилы Васильевны Шапошниковой.

 

Примечания:

  1. Молчанова К.А. Отзыв на публикацию А.Н.Анненко на сайте «N*». [Электронный ресурс]: Режим допуска: http://www.roerich.ee/index.php?l=rus

  2. Агни Йога. § 453.

  3. Чечина Т.И. Знаем не понаслышке // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2007. Т.4.

  4. Там же.

  5. См.: Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т.1.

 

Н.А.Пермякова, Прокопьевское городское Рериховское общество

(Visited 8 times, 1 visits today)

Добавить комментарий