2022 год — год народного искусства и нематериального культурного наследия России

Автор: | 06.06.2022

Хохломская роспись — Золотая Хохлома

Хохломская роспись по дереву – знаменитый народный промысел, который наряду с Гжелью, Жостовом, Палехской лаковой миниатюрой, Дымковской игрушкой и многими другими промыслами, составляет самобытность и гордость России.

Когда и где родилась Хохлома

Хохломская роспись родилась, как и многие другие народные промыслы, в глубинке России и получила название от местности в нижегородской земле – торгового села Хохлома. Начиная с XVII века, жители многих окрестных сёл делали  деревянную посуду и возили её продавать в Хохлому. Появлению промысла способствовало то, что сёла находились в окружении богатых лесных угодий. Вот местные жители и приспособились вырезать и вытачивать из дерева кухонную утварь, так необходимую в крестьянском хозяйстве. Для изготовления посуды чаще всего использовали липу, мягкую и податливую в обработке. 

Производством  деревянных изделий занимались почти в каждом доме. Кто-то заготавливал древесину, сушил её, кто-то вырезал и обтачивал изделия, а кто-то раскрашивал и занимался сбытом.

Кстати, выражение «бить баклуши» родилось именно благодаря этому промыслу. Липовые или осиновые чурки разбивали на заготовки – баклуши. А из баклуш вырезали ложки. Бить баклуши считалось такой простой и пустячной работой, что она стала образцом безделья.

Изначально необработанная деревянная посуда была очень непрочной, она разбухала от жидкости и трескалась при высыхании. Поэтому изделия стали грунтовать глиной с клеевыми добавками, а затем покрывать олифой (варёным льняным маслом). Благодаря этому посуда становилась более прочной и долговечной.

Позже крестьяне переняли технологию золочения дерева у старообрядцев. Во время церковной реформы Патриарха Никона в глухих нижегородских лесах скрывались от преследования староверы, несогласные с нововведениями Патриарха. Среди старообрядцев было немало иконописцев, которые использовали особую технологию золочения досок для икон без использования драгоценного металла. Подготовленную доску покрывали оловянным порошком и олифой, после чего её прокаливали в печи. В результате оловянная поверхность приобретала золотистый цвет. Вот эту технологию позолоты дерева и стали применять крестьяне в изготовлении посуды. А чтобы изделия получались ещё красивее, на них масляной краской наносили узоры.

Верховое письмо

Виды хохломской росписи

В современном хохломском промысле существует два вида росписи: верховое и фоновое письмо. При верховом письме художник на золотистую поверхность наносит кистью орнамент без какой-либо предварительной проработки. Можно сказать, что каждое изделие является импровизацией мастера. Фоновое письмо заключается в том, что художник наносит на изделии контуры орнамента, а вокруг них накладывает фон, оставляя непрокрашенные золотые фрагменты – листочки, ягоды, цветы. Фон делается красной, чёрной или коричневой краской. Орнаменты в хохломской росписи – «травяной», «кудрина», «под листок», когда в орнаменте чередуются листок и ягода.

Фоновое письмо. Орнамент «Под листок»

Неслучайна в хохломской росписи и палитра красок.  Основными цветами считаются чёрный и красный. Дополнительные цвета – жёлтый, оранжевый, зелёный и коричневый. Использование этих цветов обусловлено тем, что они не выгорают во время обжига в печи. Другие же цвета, например, белый, голубой или фиолетовый, не выдерживают температурную обработку, желтеют или выгорают.

Фоновое письмо. Орнамент «Кудрина»

Современная технология хохломского промысла

Этап 1. Заготовка древесины. Для изготовления изделий используются лиственные деревья – липа, осина, берёза. Хвойные деревья не применяются, так как при сушке в печи они выделяют смолу. Дерево сушится не менее года на открытом воздухе. Затем распиливается на чурбаны, раскалывается на чурки и отправляется сушиться в печь.

Этап 2. Чурбаны обтачивают на токарных станках, превращая их в круглые болванки.

Этап 3. Затем токари вырезают из болванок необходимые формы изделий – вазы, чаши, тарелки, блюда. Вручную из баклуш мастера вырезают ложки, а из больших заготовок – ковши. Полученные деревянные изделия носят название бельё.

Этап 4. Бельё грунтуют с помощью глиняной смеси и просушивают. После чего изделие на три слоя покрывают олифой, просушивая каждый слой. Последний слой олифы остаётся слегка  липким, чтобы к нему лучше приставал алюминиевый порошок.

Этап 5. Он носит название лужение. На этом этапе форму натирают алюминиевым порошком. Она становится блестящей и напоминает серебро.

Этап 6. Лужёное изделие вновь олифят, отправляют в печь, а из печи оно появляется уже золотого цвета.

Этап 7. Художники свободными движениями кисточки без предварительной проработки наносят орнаменты в виде травки, ягод, цветов, птиц, различных завитков. Кисти художники вяжут самостоятельно из беличьих хвостов, а краски используют только натуральные, приготовленные по старинным рецептам – киноварь, сажу, охру, крон.

Этап 8. На заключительном этапе изделие покрывают на несколько слоёв лаком, просушивая каждый слой в печи при определённой температуре. Так рождается Золотая Хохлома – чистая, светлая, лёгкая.

Хохлома сегодня

Со временем деревянная посуда с хохломской росписью большей частью потеряла своё утилитарное значение. Тем не менее, в советские годы промысел развивался и преобразовывался в художественно-декоративное искусство. В соседних районах Нижегородской области, Семёновском и Ковернинском, действовали фабрики по производству Хохломы. Продукция этих фабрик пользовалась большим спросом во всех советских республиках, а также экспортировалась в зарубежные страны.

В 1990-е годы хохломской промысел стал испытывать трудности, впрочем, как и другие народные промыслы России. Так, фабрика «Хохломской художник» в Ковернинском районе, на которой работало около тысячи человек, оказалась разрушена. Современной столицей хохломской росписи является город Семёнов, где продолжает работать объединение «Хохломская роспись». Работники фабрики стремятся развивать старинный промысел, создавая новые формы на основе уже сложившихся вековых традиций.

Символом хохломской росписи  по сей день остаётся  украшенная яркими цветами огненная Жар-птица, олицетворяющая собой свободу и широту русской души.

 

Публикацию подготовила Н.А. Пермякова, г. Прокопьевск

 

(Visited 32 times, 1 visits today)

Добавить комментарий