«Хранить Преподобного Облик как мощи ведущий магнит»

Автор: | 18.07.2024

Живая Этика и Грани Агни Йоги о Сергии Радонежском              

 «О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем.

Так положим краски на Лик Сергия, расцветив,

рассказав жизнь и пословицы Его».

Живая Этика. Озарение. Ч. 2. гл. III, 11 

          По Космическому Закону свободы воли эволюционные процессы на планете должны совершаться «рукой и ногой человеческой», значит, и донести Волю Космоса для землян должен земной человек. С этой целью в разных странах в переломные моменты их развития воплощалась Индивидуальность многострадального Великого Учителя. Были и у России такие светочи. В одном из писем Елена Ивановна Рерих пишет: «Конечно, Преподобный Сергий, “Богом данный Воевода Земли Русской”, есть Единая, Великая Индивидуальность, столь близкая нам. …Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства. Кто его Заступник, Хранитель и Водитель» [1, с. 233].

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

Учение Живой Этики и Записи Бориса Николаевича Абрамова часто напоминают об этом воплощении Великого Учителя, об отдельных сторонах его Учения. И, как бы приоткрывая завесу Космической Тайны книги Его Жизней, в Записях Б.Н. Абрамова Владыка Говорит о России как о  «Любимой Стране Моей» [2, с. 99].  «”Моя Страна”, – так Сказал Сам» [3, с. 84]. 

Однако, явившись в плотный мир земным дитем, даже Высочайший Дух должен приложить определенные усилия, чтобы выполнить миссию этого воплощения. Книги Учения Живой Этики, и особенно Записи Бориса Николаевича Абрамова, по сути, и показывают возможные пути духа для достижения гармонии с энергиями Высшего, чтобы увидеть вехи грядущей эволюции народа и накопить в Себе Свет, ведущий народ Руси за Собою в Будущее. Путь этот в очередной раз прошел земными ногами Великий Учитель, воплотившись в разоренных и униженных землях будущей России как отрок Варфоломей, ставший Преподобным Сергием Радонежским – Строителем Русского Государства и духовным Водителем его народа.

«Чем выше дух, – читаем в Гранях Агни Йоги 1957 года, – тем ярче и определеннее выявляется его Индивидуальность через свои очередные оболочки. Но сканды сильно изменяют формы этого проявления. Конечно, Великое Служение совершается всегда Духом Высоким, но формы его выражения необычайно разнообразны. Это можно увидеть, сравнив жизни Акбара, Соломона и Сергия [Радонежского]. Так время, эпоха и народность накладывают свои краски на выражение кармических энергий, накопленных духом, даже у Сущностей очень высоких» [4, с. 216 – 217].

Надо отметить, что такие Личности от рождения и до ухода с земного плана всегда сопровождаются проявлениями близости Высших сил, видимо или не видимо земными очами окружающих. У Сергия это – тройной внутриутробный вскрик, знаменующий, по словам таинственного схимника, предстоящее служение Божественной Троице, а также с самого рождения соблюдение ребенком периодов постов, проявление терпения и смирения, например, при неудаче в учении и последующих насмешках. И, наконец, чудесное дарование ему старцем-иноком способности к чтению и наукам. Как подчеркивается в Житии, «по смотрению Божию нужно было, чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось» [5]. 

Сергий, тогда еще Варфоломей, с ранних лет стремился к уединению. И хотя удалился в лес первоначально с братом, вскоре остался один. Сколько трудностей и опасностей пришлось ему преодолеть! И не только воздействий с физического плана, но и с Тонкого были жестокие нападения. И лишь горячая сердечная молитва и непреклонная вера в Высшую помощь помогали одолевать и трудности, и страхования. И, как и в детстве, с каждым преодолением возрастал дух и ярче разгорался Свет сердца. «В тишине безмолвия, когда начинают звучать шаги Вечности, великое познание в одиночестве духа приходит» читаем в Гранях Агни Йоги [6, с. 723].  Зато «Одиночеству ничто не изменит. И многие духи свой подвиг земной начинали в великом одиночестве. <…> Не ищет осознавший одиночество поддержки от людей и участия, но сам их дает» [7, с. 285]. За таким даянием скоро стали подходить к молодому отшельнику другие взыскующие мира духовного. Но даже когда монастырь уже вполне сформировался, а особенно с введением общинножительства, «сколько раз возлюбленная братия оставляла Сергия одного, от Него отделяясь в духе, – напоминают Грани Агни Йоги. – Даже уходил от них в то же неизбежное великое одиночество. Индивидуальность накоплений обуславливает это одиночество» [2, с. 114]. 

Часто читаем об Учении Сергия Радонежского, о философии сердца Сергия, однако никаких письменных свидетельств существования наставлений, правил, руководств Он не оставил, если не считать таковыми Заповеди, начертанные на свитке в руках Сергия на некоторых иконах. Его агиограф, Епифаний Премудрый, утверждает, что это духовное Завещание Сергий сделал перед самым уходом с земного плана. Но, если вдуматься, сам Он неуклонно следовал этим Заветам всю жизнь, личным примером подвигая к этому братию монастыря и всех, приходивших в монастырь за советом, помощью, даже из любопытства. Елена Ивановна Рерих в одном из писем призывает вспомнить «все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ  ЕГО» [8, с. 163]. Вспомнить и те Заветы, что отражены на свитке, и другие, запечатленные всей Его жизнью.

Учение Живой Этики и Грани Агни Йоги объясняют, что «пространственные энергии принимают форму, лишь соприкасаясь с сознанием человека» [2, с. 11]. Потому «воспринимающее и трансмутирующее сознание значит сознание, дающее Земле дары Неба. <…> …Говорим о высших огненных энергиях, доступных лишь трансмутации духом человека. Их преломить, оформить и плоды дать планете есть форма высшего служения. Как бы конденсируются лучи пространственного Света. И этот Свет, почерпнутый и притянутый из пространства, уже явно кристаллизованный, сияет из сердца Ашрама. Жизнь Сергия результат дала следующий: в гуще нехоженого леса у очага накопленного был заложен световой узел магнитного напряжения большой силы. Пространственный Свет путем долголетних, постоянных, упорных усилий, то есть Служением, был сконцентрирован и собран в одном пункте, чтобы незримо сиять и быть магнитной (свето-) основой целого государства и великого народа. На далекие грядущие века Великий Подвижник, Великий трансмутатор космических энергий плоды своей многотрудной жизни Дал любимому народу. …Дал Он – кристаллизованный синтез высочайших и тончайших энергий, оформленных в огненном горниле Его Огненного Духа» [2, с. 11 – 12]. 

Итак, к Завещанию Сергия. Что же читаем на свитке? «Вни­майте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смерт­ный и второе пришествие».

И первая Заповедь: «Внимайте себе»!

В Криптограммах Востока есть запись: «”Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется”. Так говорил Сергий» [9, с. 74].

Другой великий российский святой, преподобный Серафим Саровский, утверждал, что «признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем…» [10].

Что же дает такое непрерывное внимание к своим мыслям, чувствам, желаниям, кроме попытки оградиться от отрицательных? В Записях Б.Н. Абрамова 1957 года находим ответ: «…Человек – существо огненное. Все явления в нем сопровождаются вспышками пламени, даже простое поднятие руки, не говоря уж о мысли. Контролируя все движения, происходящие внутри себя, человек контролирует пламя и овладевает огнем. <…> Другими путями огнем не овладеть. Без овладения огнями продвижение невозможно» [4, с. 376]. А ведь буквально с рождения именно овладение и накопление внутреннего Огня-Света шло у Варфоломея, после принятия монашества нареченного Сергием. Отсюда и огромное значение выполнения этого Завета преподобного.

Что касается страха Божия, то все святые отцы считают, что <…> «только с его возникновения начинается воинствование человека в его борьбе за совершенную любовь». А главный здесь страх Божий, наверное, страх потерять любовь Отца Небесного. Но и любовь к Богу поверяется любовью к людям. О том же слова Сергия в Криптограммах Востока: «И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет» [9, с. 74].

Призыв к любви проходит красной нитью и через Учение Живой Этики, письма Елены Ивановны Рерих и Грани Агни Йоги. И «чем шире сознание, – читаем в Гранях Агни Йоги, – тем больше сердец обнимает оно любовью. Любовь – это магнит понимания душ человеческих. В ее руках ключи к ним» [11, с. 159]. Какую же широту сознания имел Предстатель за землю Русскую, когда своей любовью он напитал и братию монастырскую, и приходящих к нему, и, по сути, весь народ русский.

Елена Ивановна Рерих пишет в книге «Знамя преподобного Сергия Радонежского»: «Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему» [12, с. 39].

Мы уже отмечали, что без овладения своими огнями нет духовного продвижения. Нет его и в бездеятельности. В Гранях Агни Йоги подчеркивается: «Бездействие не дает нужных следствий, потому заповедан труд ярый и напряженный, когда все способности человека приводятся в действие и растут, воздействуя на центры. Триада способностей и напряженный труд помогают держать центры в состоянии должного напряжения. Без труда нет продвижения. <…> Знаете, как трудился Сергий» [6, с. 837]. В Его Общине любой труд сопровождался сердечной молитвой, то есть предстоянием Высшему. В книге Живой Этики «Мир Огненный», во второй части, поясняется, что «постоянное Общение с Иерархией дает высшее качество труду. Только Источник вечный углубляет значение совершенствования. Нужно установить эту пламенную меру труда. Само приближение к Миру Огненному требует познания труда земного как ступени ближайшей» [13, § 118]. В Записях Бориса Николаевича Абрамова есть даже такое утверждение: «…Неверно называть лавру его времени монастырем, точнее считать ее трудовой Общиной, трудовой коммуной, ибо в основе ее лежал труд» [14, с. 79].

Так что «…не будем бояться отдачи психической энергии на дело Общего Блага. – Призывают Грани Агни Йоги. – Она, подобно мускулам, растет и укрепляется в упражнении, то есть в действии. Бездейственность есть убийство огненной силы в себе. Даже простой физический труд этим очень полезен. Почитаемый вами Подвижник много Работал физически. Будем учиться сознательно накапливать Агни всеми возможными способами» [15, с. 335].

Показательно, что Сергий «посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. И зерна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным».

«О Сергии придется еще много сказать. <…> …Он Был именно выдающимся общественным деятелем. Он Понял поворотный момент в истории Русской Земли и Повернул ее ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он Благословил на нее князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это Сделал» [14, с. 79].

Елена Ивановна Рерих по этому поводу пишет: «Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть такую несокрушимую веру в правоту дела, следовательно, и в победу? Самый мирный подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за народ, за Русь» [12, с. 59]. Кроме своего благословения, вопреки запретам монашества, Сергий дал ратниками Дмитрию двух схимников – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Дойдя до берега Дона, князь в раздумье остановился.

Предвидя колебания Дмитрия, Сергий отправляет ему «в ободрение» грамоту, полученную князем как раз в момент сомнения. В грамоте Святой старец еще раз благословляет его на битву и советует не терять более времени.

Интересно отметить, что после благословения в Обители воинства Сергием он уговаривает спешащего князя остаться на общую трапезу, а на берегу Дона, наоборот, поторапливает. Грани Агни Йоги напоминают: «Каждое действие имеет свое время. Семена действия можно разбрасывать лишь в урочный час. Для этого требуется настороженность и чуткая зоркость» которыми Преподобный, находясь в непрерываемом Контакте с Высшим, владел в совершенстве [7, с. 60].

Не всем понятно, почему преподобный остался в монастыре, а не последовал с войском на поле боя. В книге Учения «Мир Огненный» объясняется это обстоятельство. «Можно понять на многих примерах, насколько мудро распределены иерархически силы продвижения. Сами видите, как почитаемый вами деятель оставался при Обители, ибо Его духовные силы пылали около очага накопленного. Лишь невежды подумают, что из земных соображений Он сам не вышел на поле битвы. Каждый имеющий представление о духовных силах скажет, что именно сознательное приложение их будет разумно. Так познаем целесообразность, она безмерно нужна на пути к Огненному Миру» [13, § 160, ссылка 226]. А в ссылке есть дополнительное разъяснение, что «лишь на месте, у престола Огненного, Сергий умножал свою силу. Требовалась соединенная мощь Света, и Сергий сердцем сослужил с Силами Невидимыми. <…> Ведь не сам Сергий остановил себя в монастыре. Может быть, Он очень стремился с князем, но Сослужитель Огненный шепнул Ему: “Останься здесь, где уже создан Престол Огненный!” – Так нужно помнить, как мысленно Сергий следил за битвою и направлял легионы Небесные на осуществление Новой Эры» [13, § 160, ссылка 226].

Накануне великой битвы князь Дмитрий обращался с призывом не только к князьям и боярам, но и к народу, всех называя братьями… А в одном списке «Сказания» о битве среди воинов упоминаются Юрка-сапожник, Сенька Быков и даже разбойник Фома Кацыбей, а это ярко показывает, что победа на Дону ковалась всенародно. И не только сама победа, но единство нации. На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России. И Духовным архитектором этой победы, строителем Государства Российского по праву назван русский святой Преподобный Сергий Радонежский.

В историческом плане татаро-монгольское нашествие на страны Европы сыграло для Руси свою положительную роль – оградило от нашествия крестоносцев и других врагов с Запада, огнем и мечом пытавшихся всех подчинить своей воле и вере. Однако аналогичная угроза в XIV веке появилась со стороны самих ордынцев, которые, пока были язычниками или христианами-несторианами, не вмешивались в духовную жизнь подданных. В 1312 году царевич Узбек, захватив престол, объявил ислам государственной религией. Сама по себе смена религии татаро-монгол не имела бы значения для завоеванных народов, но с ней было связано изменение политического курса, направления культуры и всего строя их жизни. А следствием этого стала бы безвозвратная утеря самобытности народа, возможности создать сильное независимое государство, то есть утрата всего, что ценой многих жертв веками сохранялось в потаенных глубинах духа народного. К этому времени и князья начинают понимать гибельность раздоров и все чаще приходят к согласию. Вокруг нового центра Руси – Москвы – территориально объединяется все больше княжеств. Надо отметить, как велика заслуга в примирении и сближении князей именно преподобного Сергия. Сама Москва становится домом для множества некоренных народностей. Однако, как отмечает историк Лев Гумилев, «чтобы это скопище людей, живущих дружно и в согласии, стало единым этносом, не хватало одной детали – общей исторической судьбы, которая воплощается в коллективном подвиге, в свершении, требующем сверхнапряжения» [16]. Но для свершения такого «коллективного подвига» был необходим мощный духовный подъем, изменение всей психологии, пробуждения самосознания, самоуважения населения, более века находившегося под властью Орды.

Такие изменения в духовно-нравственном настрое народа и были обусловлены необоримой привлекательностью Учения Сергия Радонежского о жизни в мире, любви и взаимопомощи, которую они могли видеть в общежительной обители Сергия. Именно Святой Сергий творил характер народа, создавая тем мощь государства.

Для Руси татаро-монгольское нашествие положительным было как ограждение от крестоносцев и других врагов с Запада, то есть одно зло и несчастья вместо возможного еще большего. О подобном историческом событии упоминается в Гранях Агни Йоги 1955 года. «…Новый Мир победил. Без Нашей помощи этого бы не случилось. Темные силы задушили бы движение в самом начале»  [17, с. 150].

И к настоящему историческому моменту явно приложимы слова Учителя: «Мы Повернули руль мирового корабля влево. Жертвы велики, и меры небывалые. Во имя прекрасного, сияющего будущего свершаются перемены, идущие в мире. Их надо приветствовать яро, их понимать надо и Руку Владык усматривать в них» [4, с. 226].

Интересно, что так же разъясняют глубинный смысл нашествия татаро-монгол и служители веры православной. «…Когда Господь кого-то наказывает, то промыслительно желает устроить это наказание в пользу наказуемым. Ведь Промысел Божий и состоит в том, чтобы всякое зло, если уж не пресекает, то направляет его к благим последствиям» [18].

И в заключение цитаты из Граней Агни Йоги о нашем Великом Святом.

«Сергий, Акбар, Соломон… Книгу Жизни Великого Духа прочитать не дано, ибо сознание не вместило бы Тайны. Но уже знаете, что Великая Индивидуальность в каждой отдельной жизни своей Обращается к людям одной из своих граней. <…> Потому Книга Жизни Великого Духа замкнута семью печатями. Одна из них снята, дабы люди проблеск в Тайну имели. И в лице Соломона, Акбара, Сергия и других разрешено ищущим увидеть единую нить единой жизни Единой Индивидуальности. <…> И мысль устремленная сможет посильно объять цепь Образов данных Единой Индивидуальности, Уявившей Себя людям в веках. Прошлое следует знать. <…> Без прошлого будущего не понять, и Величие Нового Прихода полным не будет для них, не протянувших нити понимания жизней Единой Индивидуальности в тысячелетия, которые прошли. Но объединив все эти жизни в единую нить Света, можно сердцем почуять величие Грядущего Света. И пусть светоносность этого великого Духа, явленная в веках, ручательством будет мощи победной Владыки Майтрейи, Идущего в мир» [4, с. 456 – 457].

И еще – слова Гуру, записанные Борисом Николаевичем: «Напутствие даю. Хранить Преподобного Облик как мощи ведущий магнит, в сердце хранить, хранить как щит, как высшее, что имеют. Пусть учатся мечом огненной мысли рассекать сложность жизненных условий. Пусть гордиев узел и меч Александра им символом будет. Мысль превыше всего. А мысль, объединенная с силой Сергия, непобедима и несокрушима. Мыслью такою пройдут они там, где пути и дороги заказаны. А вы с Ним идите, Воителем Светлым, – таков мой завет» [7, с. 278].

Неля Величко, г. Новокузнецк.

Литература

  1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: МЦР, 2002.
  2. Грани Агни Йоги. 1952. Ч. II. Новосибирск: Алгим, 2014.
  3. Грани Агни Йоги. 1958. Ч. II. Новосибирск: Алгим, 2013.
  4. Грани Агни Йоги. 1957. Новосибирск: Алгим, 2021.
  5. Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_5
  6. Грани Агни Йоги. 1954. Новосибирск: Алгим, 2017.
  7. Грани Агни Йоги. 1956. Новосибирск: Алгим, 2009.
  8. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, 2001.
  9. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996.
  10. Из поучений преподобного Серафима Саровского // Сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Режим доступа: http://www.hram-ks.ru/text_material/prp_Serafim_p.php?ysclid=lrc19tvqzf201497412
  11. Грани Агни Йоги. 1955. Ч. I. Новосибирск: Алгим, 2015.
  12. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Сибирь. XXI век,1991.
  13. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. II. М.: МЦР, 2017.
  14. Грани Агни Йоги. 1967. Новосибирск: Алгим, 1995.
  15. Грани Агни Йоги. 1954. Новосибирск: Алгим, 2018.
  16. Гумилев Лев. Эхо Куликовской битвы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://booksread-online.com/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/istorija/page-3-185439-lev-gumilev-eho-kulikovskoi-bitvy.html
  17. Грани Агни Йоги. 1955. Ч. II. Новосибирск: Алгим, 2016.
  18. Городенцев Г. Сергий Радонежский, преподобный // Православная онлайн-энциклопедия. Режим доступа: https://pravoslavie.wiki/sergij-radonezhskij-prepodobnyj.html?ysclid=lrbvohs6c579355637

 

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды», от 30 декабря 2023 г.,  № 1/2(122). С. 2, 4.

(Visited 13 times, 1 visits today)

Добавить комментарий