«Свет Утренней Звезды», № 5(63) от 20 декабря 2007 г.
Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России соизмерима со звездой его великого отца — всемирно известного художника Н.К.Рериха. Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культуры. Любовь к необъятности мира, к странствиям, к познанию неведомого, страсть к путешествиям, способность к усвоению новых языков, открытость и любовь к людям были присущи ему с детских лет» — эти возвышенные слова Андрей Николаевич Зелинский посвятил своему учителю.
Юрий Николаевич Рерих. Калимпонг, 1950-е гг.
Как ученый-исследователь с необычайно широким кругозором Ю.Н.Рерих сформировался во время научно-художественной Центрально-Азиатской Экспедиции Н.К.Рериха.
Лев Гумилев, объясняя устремленность Рерихов на Восток, говорил, что их влекло неудержимо «в Монголию и дальше в Тибет, потому что там были люди, которые были связаны с нашими русскими славянскими предками неразрывными узами любви и вражды, случайных столкновений и обмена невестами. Там была другая часть, другая половина великой середины нашего континента…»
Не случайно пройденный Рерихами маршрут экспедиции пролегал по путям древних миграций неисчислимых кочевых народов, сыгравших великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. И хотя оно не всегда было мирным, вследствие неизбежного взаимообмена столь разные культуры и развивались, и обогащались более успешно, чем при возможной изоляции друг от друга. И в экспедиции Рерихов более всего интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями национальных культур, они всегда искали то общее, что связывало бы их в одно целое, — единую общечеловеческую культуру. Тем самым проблему «Восток — Запад» Рерихи решали не противопоставляя или принижая разные культуры, а выявляя их глубинные исторические связи и общие корни. Колоссальные по размаху миграции народов центральной, и основной по площади части Евразии, охватывали территорию исторической России. Именно здесь проходила так называемая евразийская ось истории (около широты 50 параллели). Вокруг этой оси группировались в свое время и скифы, и гунны, и тюрки, и монголы. Конечно, все это повлияло на становление и развитие России.
Как отмечает А.Н.Зелинский, «для него (Ю.Н.Рериха — Н.Величко) Россия явилась духовной наследницей того огромного мира, который раскинулся в древности от Венгерской равнины до Великой Китайской стены и чьи степные пространства были свидетелями великих событий…» И Юрий Николаевич мог бы повторить вслед за Достоевским, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии… Что русский человек не только европеец, но и азиат».
Сразу после окончания Центрально-Азиатской Экспедиции в июле 1928 года в Дарджилинге Рерихи основали Институт Гималайских исследований «Урусвати», который в том же году был перебазирован в Кулу, где стали жить Рерихи. Юрий Николаевич со дня основания и до начала Второй мировой войны являлся директором Института «Урусвати», ведя активную научную деятельность и, как руководитель, вникая во все его хозяйственные вопросы. Основным принципом работы «Урусвати» стал синтез духовных и научных знаний древности и последних научных открытий на основе философского Учения Живой Этики. Синтез исследований Института подкреплялся и совместной работой его основателей. А благодаря многосторонности знаний и занятий каждого из семьи Рерихов и их творческому сотрудничеству каждый вносил свою лепту в разнообразные научные разработки Института. С Институтом сотрудничали лучшие деятели науки всего мира, в том числе и Советского Союза.
Елена Ивановна писала: «Станция должна развиться в » город знания… все
области науки должны быть впоследствии представлены в нем…»
В конце XX века Святослав Николаевич Рерих вернулся к идее комплексного Института: «…B перспективе мне видится, что Институт «Урусвати» …может стать индийским филиалом Центра-Музея», — писал он.
Сейчас при Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, где в числе прочих есть отдел «Кулу-Урусвати», который ставит своей задачей восстановление научных контактов с Индией в деле возрождения Института.
В связи с этим вспомним призыв Елены Ивановны: «Основание Города Синтетического Знания есть великое мировое дело, потому не просить, но требовать содействия можем мы. Не для себя работаем, но для человечества… Пусть и другие поймут это чистое устремление и загорятся огнем устремления к продвижению человечества на пути к синтетическому знанию».
Еще в юные годы Ю.Н.Рерих интересовался метанаукой, поиском духовных основ научного знания. Знаменательно, что он начал свои изыскания через искусство, которое открыло пути науке. Ведь его первым большим опубликованным трудом была книга «Тибетская живопись», впервые изданная в 1925 г. в Париже. К столетию со дня рождения Юрия Николаевича Международный Центр Рерихов переиздал этот обширный труд и он стал лауреатом всероссийского конкурса «Лучшие книги года». Своей научной ценности представляемый в ней материал не утратил и в наши дни. Как здесь не вспомнить слова Николая Константиновича: «В своих лучших открытиях наука оказывается искусством. Подобный поражающий научный синтез навсегда запечатлен в человеческом мозгу как нечто непреложно убедительное».
Очень много внимания Юрий Николаевич в научных и публицистических работах уделяет проблемам связи, взаимного влияния Индии и России, раскрытию диалога культур Востока и Запада. Ряд работ посвящен анализу взаимовлияний явлений культуры народов Азии. Так, в изданной недавно книге «Буддизм и культурное единство Азии», представляющей сборник его статей, рассматривается история миграций духовных и культурных ценностей великих цивилизаций Азии. Одной из центральных идей в этом труде есть мысль о том, что религия, в самом широком и глубоком смысле этого слова, является единственным реальным и связующим фактором, который может нравственно и духовно объединить огромные пласты населения, дав им смысл бытия и возможность противостоять нравственной энтропии. Ярко подчеркнута здесь, как составная часть культурного обмена, история лексических заимствований. Стоит отметить, что очень много слов древнеиндийского словаря прижились не только на обширных просторах Азии, но не редки и в Европе.
Еще один обширный труд Ю.Н.Рериха издается в наши дни — «История Средней Азии», который представляет собой обзор политической и культурной истории Средней Азии с древнейших времен. Причем под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал совокупность обширных областей, простирающихся от Карпат на западе до Большого Хингана на востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере.
Очень значим труд «К изучению Калачакры». Разрабатывая одну из интересовавших Юрия Николаевича тем, освещаемой в этой книге — вопросы времени — Андрей Николаевич Зелинский пришел к выводу, что на протяжении исторического развития человека, государства, этноса «происходит кружение вокруг какой-то определенной безусловной ценности. Эта ценность неподвластна течению исторического, эмпирического, хронологического времени. Эта ценность и есть то зерно культуры, тот культ — буддийский культ, христианский культ, исламский культ, любой другой культ. … Если существует святыня, существует человек, существует нация, существует народ, существует государство…. Существуют те священные ритмы великих мировых религий, которые позволяют бороться с хаосом, энтропией времени и которые позволяют цивилизации сохраняться на плаву».
Самое значительное научное достижение Ю.Н.Рериха в сороковые годы, принесшее ему мировую славу, — книга «Голубые Анналы». Это перевод и комментарий одного из наиболее важных сочинений по истории буддизма в Тибете. В своем труде великий русский ученый впервые пролил свет на сложные и запутанные вопросы истории и хронологии древнего Тибета. Причем Ю.Н.Рерих, вопреки традиции европейского востоковедения, рассматривал Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место на планете, где надо искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою даже весьма удаленных во времени и пространстве от Тибета. «Голубые Анналы» ознаменовали эпоху в тибетологии и продолжают быть одним из фундаментов в изучении истории и культуры средневекового Тибета. До сего времени в европейском востоковедении не появилось ничего равного ей по глубине и уровню обобщения.
Юрий Николаевич был не только ученым, мыслителем и художником, но и великим гуманистом, принявшим от отца эстафету культурного созидания и немало сделавшим для реализации Пакта Рериха.
Принял он и активное участие в защите прав на название, данное Институту, т.е. имя, которым Учителя Называли Елену Ивановну — «Урусвати», и на знак Знамени Мира. Ведь та проблема, с которой столкнулся МЦР, возникла 70 лет назад и у Рерихов в связи с вопиющим вероломством в отношении использования рериховских идей в толковании авторства Пакта Мира и Знака. В опубликованной переписке есть не только письма Елены Ивановны Юрию Николаевичу по этому вопросу, но и его конкретные указания.
Осенью 1957 года Юрий Николаевич, единственный из семьи Рерихов, возвращается на Родину. Здесь ему предложено возглавить сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве.
Юрий Николаевич за два с половиной года на родине успел сделать столько, сколько не смог бы никто, кроме него. Кроме создания в Институте востоковедения замечательной школы тибетологии, он руководил всеми тибетологическими работами в стране, возглавлял сектор истории религии и философии Индии в Институте востоковедения АН СССР, впервые у нас начал преподавать ведийский язык, работал над завершением гигантского труда — тибетско-санскритско-русско-английского словаря… В Москве опубликовал и подготовил к печати большое количество статей, многие из которых посвящены одной из его любимых тем — культурно-историческим связям народов Азии.
После семи с лишним месяцев пребывания в СССР, преодолев невероятное сопротивление, причем часто и непонятно кем конкретно инициированное, добился открытия первой выставки картин Николая Константиновича в Москве. За ней последовало триумфальное шествие выставки по всем крупным музеям Союза — Ленинград, Рига, Киев и другие… Строки из его письма в Ленинград: «Будет большим праздником вернуть творчество Николая Константиновича Родной Земле».
На Родине стали издаваться альбомы, репродукции, статьи. Был снят фильм, вышли передачи по радио, телевидению. Сам Юрий Николаевич прочитал громадное количество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, философии и экспедициях. Очень кратко и емко он рассказал о творческом пути Николая Константиновича, включая знаменитую экспедицию по Центральной Азии и основание Института гималайских исследований «Урусвати», при этом Юрий Николаевич ни разу не упомянул ни о своем участии в экспедиции, ни о работе в качестве директора упомянутого Института. Здесь проявилась одна из его замечательных черт — скромность, достигшая какой-то удивительной высоты и чистоты.
А главное, Юрий Николаевич, как отметила Людмила Васильевна Шапошникова, постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так недоставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее рериховское движение в России. Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания на Родине в корне изменил ситуацию и изменил общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им.
Одним из заветов, оставленных нам и бывшим жизненным принципом самого Юрия Николаевича, был: «Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо».
Н.Н. Величко, г. Новокузнецк.